ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОФОРМЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Политика 11:31 13 марта 2017

Разговор о современной роли дизайнера в периодической печати принято начинать с описания формулы «содержание + форма = концепция». Именно во взаимосвязи и взаимозависимости содержания и формы рождается необходимость художественного видения замысла и типографского воплощения такового в готовом продукте. Дж. Нельсон, основоположник зарубежного дизайна, писал, что не имеет значения, кем себя считает человек: «фермером, механиком или дизайнером, главное, что он может и хочет дать форму замыслу».

В периодической печати термин «дизайн» («дизайнер») часто используется вместо слова «оформление» («оформитель»). Это действительно очень схожие понятия, но синонимами их считать нельзя. Тот же Дж. Нельсон считает, что дизайнеры «пришли» из таких неожиданных областей, как театр, кино, реклама, издательское дело.

В начале ХХ века оформление периодических изданий складывалось из двух составляющих: традиций данного издания и вкуса выпускающего. Газеты и журналы верстались на основании устных указаний выпускающего, что в значительной степени обедняло лицо периодики. Но прогресс на месте не стоит, и на данном этапе развития человечества есть много возможностей издавать красивую и легко воспринимаемую продукцию.

Функции оформления печатной продукции – это важнейшие способы взаимодействия системы «форма», создаваемой редакторским коллективом, с системой «читатель».
Таковыми функциями являются:
1) утилитарная – визуализация информации;
2) идеологическая, или функция комментирования;
3) эстетическая – распространения культуры;
4) релаксации (рекреативная).

Сегодня основными задачами оформления принять считать:
− способствование наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;
− облегчение их восприятие;
− руководство вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы).
Необходимо также отдельно выделить принципы эффективного дизайна:

1) подчиненность содержанию. Все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.);
2) единство стиля (динамичный «молодежный», «деловой» стиль, «ретро»). Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей;
3) контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию;
4) принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размеры элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.), были соотнесены между собой;
5) направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам;
6) экономность и сдержанность – означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным;
7) экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование; отработка в специальных выпусках оригинальных приемов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определенного, достаточно продолжительного, времени;
8) системность – без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов, как «единство стиля», «целостность»… Системность – суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.

Следование перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газет, журналов, позволяет делать ее красивой.
Благодаря таким программам, как Adobe InDesign, Corel Draw, Adobe PageMaker и др., дизайнерам легче следовать принципам подчиненности содержания, единства стиля, контрастности, пропорциональности. Постоянное обновление софтов перечисленных программ помогает дизайнерам следовать и принципу экспериментальности.
Человечество не стоит на месте, оно развивается, а вместе с ним и технологии. Для работы дизайнеров создается все больше и больше программ, облегчающих их творчество.