Инициатива главы «Роснефти» по снижению тарифов «Транснефти» заставляет вспомнить о СССР
У руководителя «Роснефти» Игоря Сечина все-таки появились союзники в правительстве, которые поддержали его инициативу по части пересмотра тарифов «Транснефти». Напомним, что в марте он заявил главе государства Владимиру Путину о том, что раз нефть подешевела до уровня 2008 года, то надо привести к этому уровню и тарифы транспортной монополии. К 15 июля, по поручению вице-премьера Юрия Борисова, Минэкономики, Минфин, Минэнерго и ФАС должны были представить свою позицию по этому поводу. Такую информацию передает РБК.
В результате поддержку Игорю Сечину оказало только Минэкономики. Его специалисты посчитали, что рентабельность «Транснефти» по чистой прибыли (соотношение чистой прибыли к выручке) без учета экспорта в Китай составляет 22,6%. Если текущая динамика повышения тарифов сохранится, то к 2024 году рентабельность составит 25%. По этой причине Минэкономики выступило за снижение в долгосрочной перспективе тарифа до уровня, который обеспечит рентабельность компании на уровне 5%.
«Транснефть» с аргументами Минэкономики не согласилась, отметив, что цифра 22,6% отражает общую рентабельность по всем направлениям ее деятельности. В своем комментарии представитель компании Игорь Демин уточнил, что в регулируемом секторе (прокачка нефти и нефтепродуктов) она не превышает десяти процентов. Снижение рентабельности до уровня 5% приведет к тому, что «Транснефть» не сможет окупить затраты на строительство новой инфраструктуры в реальные (15–20 лет) сроки. Такой уровень рентабельности — это отказ от рыночных принципов экономики, что демотивирует работу успешной компании. Вместо ставки на эффективных собственников на первый план выходит поддержка главных лоббистов России. Осталось повесить над входом в Минэкономики бессмертные слова Леонида Брежнева «Экономика должна быть экономной», — заявил Игорь Демин.