В «ТехноСпарке» уверены в способности технопредпринимателей изменить рынок логистики
Группа компаний «ТехноСпарк», одним из инвесторов и акционеров которого является Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО, выступил цифровым партнером Международной выставки CeMAT Russia – единственной в России площадки, где представлены передовые и перспективные решения в сфере складской техники, оборудования и систем для организации работы склада и внутрипроизводственной логистики. Частью деловой программы выставки является форум «Эффективное управление интралогистикой предприятия».
Генеральный директор «ТехноСпарка» Денис Ковалевич принял участие в работе пленарной сессии «Основные тренды в логистике и интралогистике в 2018-2021 годах», а также стал модератором панельной дискуссии «Цифровая трансформация в логистике». Участникам организованной «ТехноСпарком» панели он предложил обсудить вопрос: «Есть ли место для технологических предпринимателей в логистике будущего?» По его словам, отрасль развивается в логике двух моделей.
«Мы видим, что крупные логистические компании инвестируют миллиарды долларов в повышение эффективности действующей системы логистики. Но одновременно крупным продавцам, таким как «Амазон», «Алибаба», уже недостаточно мощности нынешней логистической системы. На этом разрыве появляется место для технологических предпринимателей. Они не имеют никакого отношения к логистике, но начинают делать продукты, которые ломают очень многое в традиционной системе транспортировки и хранения грузов. Технопредприниматели не приспосабливают роботов к работе на существующих складах, а полностью меняют структуру склада под роботов. Они работают над беспилотным транспортом. Это создает риски для старых рынков. Но я бы не противопоставлял эти две линии. Это два правильных трека, которые будут сосуществовать», — уверен Денис Ковалевич.
Ежегодно по Земному шару путешествует около 100 млрд коробок.
«Пришло время роботизации логистики, — убежден генеральный директор нанотехнологического центра «Сигма.Новосибирск» Борис Галкин. — По прогнозу аналитиков, за 20 лет объем беспилотных решений в индустрии логистики вырастет в 1000 раз. Наибольший прирост дадут складские роботизированные системы и беспилотные транспортные перевозки. Через 20 лет объем этого рынка достигнет $250 млрд».
Наибольший экономический эффект при работе внутри склада даст внедрение устройств Automated Guided Carts (AGC) – роботизированные тележки, перевозящие складские стеллажи или палеты. Их использование в 3-4 раза увеличивает скорость операций на складе и на 30-50% повышает плотность размещения продукции.
К подобному классу оборудования относятся представленные на выставке первые российские складские роботы Ronavi компании Ronavi Robotics из «ТехноСпарка». На стенде можно увидеть действующую модель робота грузоподъемностью 1500 кг. Он будет запущен в серийное производство в ноябре этого года, на него уже открыт предзаказ. Кроме того, на стенде впервые демонстрируется робот новой модели грузоподъемностью 300 кг, который будет запущен в производство в 2019 году. «Он приспособлен под работу в центрах комплектации и для перевозки товаров на стеллажах», — объяснил исполнительный директор Ronavi Robotics Иван Бородин.
Также на стенде можно увидеть гибридный дрон Optiplane Colibri наноцентра «СИГМА.Новосибирск». Он предназначен для облета труднодоступных территорий, например, лесов, для быстрой доставки небольшого груза, например, документов, для поиска людей, мониторинга ЛЭП и трубопроводов, рассказала пресс-секретарь наноцентра Ольга Орлова. Дрон имеет вертикальный взлет. Дальность полета – 50 км, время работы аккумуляторов – 60 минут, вес 3,7 кг, грузоподъемность 1,5 кг. Способен работать при температурах от -27° до +35°С.
Самым мощным толчком к росту эффективности транспортно-логистической системы является переход на беспилотный автотранспорт. Вадим Топоров из компании «КПМГ в России и СНГ» представил результаты исследования 20 стран мира на готовность к внедрению беспилотников на дорогах общего пользования. Он сравнил переход на автомобильные беспилотники со сменой лошадей автомобилями. Один беспилотный автомобиль за счет повышения эффективности использования способен заменить три нынешних грузовика с водителями. Они обеспечивают 10-процентную экономию топлива. Причем если отказ от гужевого транспорта происходил на протяжении примерно 50 лет, то переход на грузовой беспилотный автотранспорт будет существенно более быстрым.
Лидерами рейтинга стали Нидерланды, Сингапур, США, Швеция и Великобритания. Россия заняла 18 место, оказавшись в окружении наименее готовых к появлению беспилотного транспорта стран, уступая Китаю и в одном ряду с Бразилией, Мексикой и Индией. Самыми слабыми нашими местами являются развитость и состояние дорожной инфраструктуры, почти полное отсутствие электромобилей, незначительность исследовательских заделов. Единственным показателем, по которому Россия вошла в ряд передовых стран мира, стал уровень доступности мобильного интернета.
Татьяна Любимова, управляющий директор DHL Parcel Russia – подразделения компании с 500-летней историей, которое обслуживает в основном интернет-магазины, подтвердила слова Дениса Ковалевича о масштабных инвестициях в совершенствование не только традиционных логистических процессов. В частности, они проводят испытания дронов для доставки посылок к постаматам.
Ozon, напротив, готов внедрять новые решения как потребитель, признался представитель компании Алексей Диброва. Один из крупнейших интернет-магазинов России ищет технологических партнеров, решения которых оптимизирует исходя из собственного опыта, чтобы получить инструменты, которые мгновенно обеспечат рост эффективности компании.
Одной из крупнейших транспортных компаний России ГК «Деловые линии», напротив, приходится инвестировать в те направления бизнеса, которые первоначально не были основными.
«Компания достигла показателя 97% вовремя доставляемых грузов, но на бизнес-показатели компании это не повлияло, так как погрузка/разгрузка иногда идет часами, — рассказал директор входящего в Группу продуктового офиса BIA Technologies Антон Рудашевский. — Это значит, надо работать не только с перевозкой, но и со складом. Сейчас все новые склады строятся исходя из предварительно созданной цифровой модели. На таких складах мы видим каждое передвижение коробки в режиме онлайн. Это на 20-35% сокращает издержки, связанные с размером фонда заработной платы, с эффективностью погрузочно-разгрузочных работ, снижает простои, уменьшает количество требуемых для перевозки машин. Сейчас в рамках одной транспортно-логистической операции мы учитываем порядка 25 тыс. параметров: это конкретные работники, машины, прицепы, время работы ворот и т.д. Вся эта система сейчас практически полностью автоматизирована».
Существуют ограничения на развитие новых технологий в логистике, цифровизации, беспилотной техники со стороны государства, обратил внимание на еще одного игрока на логистическом рынке представитель Экспертного совета при Правительстве РФ, директор по исследовательским проектам Института исследований интернета Глеб Шуклин. По его словам, «автоматизация и цифровизация создают такой гигантский поток данных, что возникает вопрос, кто может им владеть и пользоваться. Часть этих данных является персональными. В связи с беспилотной техникой возникает вопрос безопасности: кто несет ответственность за инциденты? В связи с высвобождением рабочей силы вследствие роботизации возникают вопросы социальной и политической стабильности. На кого лягут затраты по созданию альтернативной занятости?»
По итогам выступления Глеба Шуклина Денис Ковалевич посчитал необходимым добавить в схему развития логистической инфраструктуры, кроме крупных нынешних игроков отрасли, инвестирующих в свое развитие, и технопредпринимателей, которые пытаются радикально изменить технологическую базу логистики, третий трек – государство, которое задает стандарты и нормы, принимает триллионную программу по цифровой экономике.