Воровать топливо начали женщины
Впервые в России на криминальной врезке в магистральный трубопровод и воровстве топлива попалась женщина.
Городской суд Всеволожска (Ленинградская область) в декабре признал 39-летнюю Марианну Актан виновной в покушении на кражу дизельного топлива и повреждении трубопровода. Она оказалась главной в преступной группировке из трех человек, пойманных на врезке и воровстве топлива из нефтепродуктопровода «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск». Кроме Марианны, за преступление осуждены 41-летний Владимир Филиппов и 30-летний Антон Бобров.
Задержали врезчиков в августе 2017 года. В ходе следствия был обнаружен отвод от 918 км нефтепродуктопровода, ведущий к накопительной емкости в домике на территории садоводства «Приютино» Всеволожского района. В емкостях обнаружили дизель на сумму более 200 тыс. рублей, топливо вернули компании «Транснефть-Балтика».
Впервые среди задержанных топливных воров оказалась женщина. Сотрудники издания 47news нашли страницы Марианны Актан в социальных сетях, где она предстает «раскованной блондинкой» и любительницей фотосессий.
В Колпино ближе к маме Марианна перебралась в 2011 году из Мурманска, где числилась индивидуальным предпринимателем, занимающимся торговлей. Устроилась работать в микрофинансовую компанию «Домашние деньги». В сети есть нелицеприятные отзывы об этой женщине: «многие хотят намазать хамке монтажной пеной пережженную пергидрольную башку».
Пикантные детали образа Марианны Актан не имеют прямого отношения к устройству криминальной врезки, но очень ярко свидетельствуют о факте: бизнес по устройству врезок в магистральные трубопроводы и воровству топлива стал настолько масштабным, что им начали заниматься даже пергидрольные дуры.
Сообщения об обнаружении криминальных врезок, задержании топливных бутлегеров, судебных процессах над ними − приходят почти каждый день из почти всех регионов России, за исключением разве что Дальнего Востока по причине отсутствия там сети трубопроводов.
Причина популярности этого бизнеса − необыкновенное, прямо таки фантастическое нежелание судов применять к топливным ворам адекватную статью Уголовного кодекса − организация преступного сообщества со значительными сроками заключения. Суды в упор не хотят видеть, что криминальные врезки совершаются не одиночками, а хорошо организованными бандами с разветвленной сутью сбыта краденого топлива и огромным финансовым ресурсом. Только оборудование для устройства врезок, отводов, систем слежения и управления перекачкой топлива стоит десятки тысяч долларов. Судьи выбирают безобидные статьи «покушение на кражу» и «кража».
Вот и Марианна Актан и ее подельники отделались легким испугом в виде условных сроков. Марианна получила 6 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет, Владимир Филиппов 5 лет условно с испытательным сроком 4 года, Антон Бобров — 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.
Условное наказание за устройство криминальных врезок и воровство нефти и дизеля членам преступных группировок назначают многие судьи, но в Ленинградской области суды делают это с особым, надо сказать, вызовом по отношению к следствию. Так, судья Дмитрий Петров из Тосненского районного суда в прошлом августе отпустил на условные сроки все членов группировки «Спорстмены», которые в течение многих лет были одними из самых известных поставщиков на рынок ворованного топлива. Тысячи страниц заняли материалы следствия − описания криминальных врезок и оборудования для их устройства, сотен метров шлангов для отводов, емкостей для слива топлива, схем реализации дизеля и движения денег. Двум членам группировки пришлось немного посидеть в СИЗО, пока остальные находились под комфортным домашним арестом. Но на последнем заседании все члены банды вышли из зала суда свободными людьми. Тем, кто попал в СИЗО, срок лишения свободы Дмитрий Петров подобрал таким, что его покрыло время предварительного заключения.
В Московской, Ленинградской, Самарской областях власти приняли меры по ограничению деятельности топливных воров − просто уже встал вопрос о функционировании системы магистральных трубопроводов, части основной стратегической системы жизнеобеспечения и экспорта страны. Но о принципиальном искоренении этого криминального бизнеса не приходится говорить, пока за сам факт врезок в трубопроводы дают условные сроки, хотя во всем мире это одно из тягчайших преступлений.
У Марианны Актан есть пятнадцатилетняя дочка. «Король врезок» Ленобласти Вершинин-Голубев (сейчас отсиживается в Финляндии) был пойман за устройством врезки вместе с сыном. Своим гуманизмом по отношению к топливным бутлегерам государство добьется, что профессия врезчика будет передаваться по наследству. Как в Мексике, там уже непонятно, где кончается государство и начинаются криминальные кланы, контролирующие нефтепроводы и НПЗ. Последние недавно пришлось взять под контроль армии.