Любовь Духанина обсудила на круглом столе в «Российской газете», как защитить права школьников, их родителей и учителей
Может ли ребенок самостоятельно менять фамилию или вероисповедание? Может ли учитель брать отпуск на год? Законно ли выгонять ученика с урока? Чем грозят итоговые «двойки»? Надо ли тратить деньги на учебники и школьную форму? Возможно ли семейное обучение в реалиях нашей страны?
3 октября в медиацентре «Российской газеты» была представлена книга «Учителя и ученики: права и обязанности», которая сможет помочь ответить на эти и другие острые вопросы из сферы образования. Автор – председатель Российского общества «Знание», депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, доктор педагогических наук Любовь Николаевна Духанина.
Каждый родитель хочет дать своему ребенку качественное образование – и имеет на это право. Однако система обучения с точки зрения защиты прав несовершенна – это и спровоцировало идею создания альманаха. «Данная книга – правовой путеводитель в мире образования», – сообщила Любовь Николаевна.
Книга «Учителя и ученики: права и обязанности» вышла в рамках серии «Библиотечка «Российской газеты» тиражом 1200 экземпляров. В ней содержится две основные главы. Первая – для школьников и их родителей, вторая полностью посвящена учителям.
В течение разговора о книге Духанина рассказала об основных проблемах школы, поделившись с коллегами результатами исследования Фонда «Национальные ресурсы образования» на тему прав учеников и учителей в современной школе.
Как оказалось, букве закона не всегда следуют в реалиях российского современного учебного заведения. Недопонимания возникают из-за того, что забываются, казалось бы, базовые принципы.
Например, право на доступность образования. В частности, по закону, школьные учебники должны быть бесплатны – каждый ученик должен быть обеспечен учебными книгами, но многие семьи вынуждены их покупать. Кроме того, 50% родителей тратят деньги на обустройство школы, что говорит о необходимости развития материально-технической базы учебных заведений. Это – задача государства.
Часто нарушается право на отдых и сохранение здоровья. Погоня за высокими результатами идет за счет снижения внимания к состоянию физического и психологического здоровья ученика. Нередко школа не обеспечена специалистом-психологом. Многие школьники испытывают давление со стороны учителей и родителей, по принуждению участвуют в Олимпиадах, конкурсах. Дети жалуются на то, что не хватает времени не только на свои увлечения, но и на выполнение домашних заданий.
Школьники с 14 лет имеют право на трудоустройство. Исследования показали, что 9 из 10 учеников хотят работать. 4% подростков – уже работает. Причины могут быть разные: кто-то хочет попробовать себя в интересующей профессиональной сфере, кому-то нужны личные карманные деньги, а кто-то вносит вклад в бюджет семьи. Кроме того, ребята говорят о том, что предлагаемые им вакансии не удовлетворяют их интересов: взрослые часто недооценивают их навыки. Дети готовы к более интеллектуальному труду – например, в сфере цифровых технологий.
Дети имеют право на выбор – выбор предметов, профиля, мероприятий, не входящих в учебный план, второго иностранного языка, учебного заведения и формы обучения. Ребенок вместе с родителями может выбрать для себя индивидуальный учебный план или смешанную форму обучения – частично в семье, частично в школе. Это сложно реализовать на практике, но, тем не менее, это право применяется все больше. Любовь Николаевна рассказала, что уже работает над законопроектом, который касается вопроса о семейном образовании. «Задача законодателя – юридически закрепить возможности для всех участников системы образования. Задача власти – наполнить эти возможности ресурсами»,– прокомментировала Духанина.
Не всё в порядке и с соблюдением прав учителей. Педагоги часто «выгорают» на работе. Как показали результаты исследования, более 60% учителей имеют нагрузку больше одной ставки и, кроме того, они часто работают практически без перерывов, хотя закон предусматривает возможности отдыха для преподавателей.
Была затронута и тема ЕГЭ. Волнуясь за результаты своих детей, родители массово увлеклись индивидуальными формами обучения, репетиторами и курсами. У учителей это вызвало сомнение: должны ли они готовить учеников к государственному экзамену? К слову, ЕГЭ – это часть школьной программы, и участие в ней педагогов необходимо.
Очевидно, что в современной школе еще много проблем. В связи с этим важно прививать гражданам культуру знания закона. Книга «Учителя и ученики: права и обязанности», написанная доступным и понятным языком, сможет помочь школьникам, родителям, педагогам и руководителям учебных заведений лучше ориентироваться в собственных правах и обязанностях и научиться защищаться в конфликтных ситуациях.
«Я благодарю «Российскую газету» и ее коллектив за идею издания и предоставленную возможность обсудить ее с коллегами», – заключила Любовь Николаевна.