Мифы о хризотил-асбесте: где правда?
6 фактов и небылиц о загадочном минерале.
«Волосы саламандры», «неразрушимый», «горный лен» – эти метафорические описания относятся к асбесту – минералу, с которым человечество знакомо с незапамятных времен. Еще в античные времена историк Страбон упоминал о камнях, которые «прядут как шерсть». О них же рассказывал и Плиний Старший, описав, в частности, что из волокон асбеста изготавливают салфетки, которые можно раскалить на огне.
Естественно, асбест не мог не породить вокруг себя огромное количество мифов, легенд и слухов, а также курьезных историй.
1. Прическа саламандры.
Некоторые ученые полагают, что родоначальником мифов о саламандре стал асбест. Благодаря своим уникальным, природным свойствам, этот материал выдерживает огромные температуры. К примеру, добывающийся в России хризотил-асбест плавится при нагреве в 1500°С, что сравнимо с температурой плавления стали. Более того, он прочнее стали на разрыв – волокна хризотила выдерживают воздействие более чем в 3000 МПа. Неудивительно, что наши предки могли подчерпнуть идею о священной, неопалимой ящерице из контактов с этим минералом.
2. Асбестовая литература
Роман-антиутопия Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» в момент своего выхода обрела невиданный успех. Главный герой романа – «пожарный», член специального подразделения, которое сжигает книги. Издательство Ballantine Books тонко обыграло мрачный дух повествования и выпустило дополнительную, ограниченную серию из 200 книг, обернутых в асбестовую оболочку. Позже маэстро ужаса Стивен Кинг издал часть тиража романа «Воспламеняющая взглядом» в асбестовой обложке. Вот уж действительно, «рукописи не горят»! Кстати, в реальности настоящие пожарные, сотрудники горячих цехов и сварщики часто используют одежду, изготовленную из асбестовой ткани. Она идеально защищает от жара и механических повреждений.
3. Борьба с напалмом
Российские танки «Т-72», «Т-80» и «Т-90» оснащены множеством высокоэффективных устройств, и в том числе – системой защиты от напалма и других зажигательных веществ под названием «Сода». Она представляет собой мелкоячеистую сетку, натянутую на каркас вокруг жизненно важных объектов танка. Элементы системы защиты выполнены из хризотил-асбеста, так что они отлично защищают от нагрева «нутро» боевой машины. Впрочем, эта идея не нова – в конструкции знаменитого пулемета Максима также использовался асбестовый шнур.
4. Бинты из асбеста
Впрочем, не только одними огнеупорными свойствами славен асбест. В современном мире из него изготавливают более 300 видов промышленных изделий – от кровельных материалов до теплоизоляции для котлов атомных ледоколов. Правда, есть и ряд мифов, которые до сих пор гуляют по информационному пространству. К примеру, некоторые люди уверены, что есть бинты, изготовленные с применением асбестового волокна, которые усиливают кровотечение и заставляют чаще менять повязку. На самом деле это не так – миф родился из неверно истолкованных разработок доктора Бените Кацнеленбоген из Университета Иллинойса. В 1988 году он провел исследование о влиянии асбеста на кровотечение – одна компания хотела разработать специальный бинт, который не присыхал бы к коже человека. Журналисты раздули из этой истории «сенсацию», хотя позже выяснилось – такой асбестовый бинт изготовить невозможно.
5. Асбест вреден для здоровья
Самый живучий и распространенный миф об асбесте – его вред для здоровья человека. Некоторые журналисты даже называют его «природной радиацией». На самом деле все не так страшно. Коренное отличие кроется в том, что существуют разные виды асбеста – амфиболовый и хризотиловый. Мнение о вреде асбеста родилось в 1970-е годы, когда в европейских странах и США активно применяли амфиболовый асбест с частыми нарушениями техники безопасности на производстве и отсутствием контроля качества продукции. Амфиболы отличаются от хризотила – их волокна длиннее и в них содержится железо, так что они не растворяются в щелочной среде (и их не могут съесть макрофаги в легких человека). Поэтому амфиболовый асбест может стать причиной заболеваний и запрещен к добыче и использованию во всем мире.
А вот добываемый в России хризотил-асбест является безопасным материалом при контролируемом использовании. Он обладает волокнами длиной менее 5 мкм, которые, даже попав в легкие человека, растворяются и выводятся из организма. Согласно исследованию «Биоперсистенция хризотиловых волокон» за авторством Давида М. Бернштейна указано, что волокна амфиболового асбеста выводятся из легких человека за период до 466 дней, в то время как хризотиловые волокна покидают организм за 15 дней. В составе же промышленных изделий хризотил находится в связанном виде и утрачивает свои летучие свойства.
Впрочем, европейские чиновники не стали разбираться и запретили весь асбест сразу – тем более, что хризотил добывали во враждебном СССР, так что появился повод давить на конкурента «борьбой за экологию». Последствия информационной кампании ощущаются и по сей день, хотя уже вышли десятки научных исследований, доказывающих безопасность хризотила при контролируемом использовании.
6. Вода, трубы и тормоза
Из предыдущего мифа родилось огромное количество заблуждений, которые прочно вошли в массовое сознание. К примеру, многие люди уверены, что вода в асбестоцементных трубах может причинить вред здоровью. На самом деле это не так – к примеру, во втором издании «Руководства по оценке качества питьевой воды» Всемирной организации здравоохранения говорится, что «…существующие на данный момент эпидемиологические исследования не подтверждают гипотезу о том, что попадание асбеста в питьевую воду увеличивает риск заболевания раком». Как следствие, ученые не видят причин для каких-либо запретов в отношении асбестоцементной продукции, тем более изготовленной из хризотил-асбеста.
Эти мифы часто используются различными игроками, в том числе международного класса. Три года назад концерн Yamaha отозвал из продажи 128 квадроциклов модели YFM-90R, проданных с 2015 по 2017 год. Причиной этого стало обнаружение следов асбеста в тормозных колодках. Важно отметить – асбест не просто является одним из основных материалов для производства тормозных накладок, но и безопасен, что доказано научно. Токсиколог Дэннис Паустенбах в своей статье «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы» отмечает, что у механиков, работающих с хризотиловыми фрикционными материалами, не наблюдается развития профессиональных заболеваний. Более того, при нагреве в ходе работе тормозных колодок хризотиловые волокна в составе накладок превращаются в форстерит – вещество, обладающее иными, чем асбестовое волокно, свойствами и также безопасное для здоровья человека.
Впрочем, стоит только слову «асбест» попасть в информационное поле – и тут же поднимается волна возмущения, за которой следует отзывы продуктов, масштабное «обновление» зданий и многое, многое другое.