Картельные сговоры в госзакупках: как защититься от недобросовестной конкуренции
В некоторых случаях при проведении государственных закупок могут иметь место сговоры их участников. Как правило, такие сговоры осуществляются с целью лишения добросовестных участников торгов возможности заключить с заказчиком выгодное соглашение. Сами заказчики, в свою очередь, платят по завышенным ценам, а участники сговора получают прямую материальную выгоду в результате подобных действий.
Вне всяких сомнений, картельные сговоры при проведении государственных закупок можно отнести к случаям недобросовестной конкуренции. Российским законодательством такие действия запрещены, однако многие недобросовестные участники торгов к ним прибегают, поскольку выявить факт картельного сговора при проведении государственных закупок не так просто, как могло бы показаться.
В первую очередь, признаком наличия картельного сговора является минимальное снижение цены по итогам закупок. Участники торгов, находящиеся в сговоре, подают заявки. Если заявки от других компаний отсутствуют, то предложение на торгах делает лишь один из их участников. Это, в свою очередь, влияет на стоимость заказа – она снижается минимально. В случае наличия конкурентов заявки подаются от нескольких организаций. Одна из организаций делает первое предложение, а другие начинают конкурировать якобы друг с другом, снижая стоимость заказа и оттесняя добросовестные компании. В итоге заказчику приходится отстранять снизившие стоимость заказов компании от торгов, а в их число попадают и добросовестные участники, а выигрывает тендер компания, которая сделала первое предложение и, соответственно, минимально снизила стоимость выполнения заказа.
Второй пример картельного сговора – совпадение в заявках от отдельных участников. Предотвратить данную ситуацию можно, детально анализируя каждого из участников торгов. Надо начать с анализа и сопоставления контрактных данных – юридического адреса, номеров телефонов, адресов электронной почты. Затем изучается описание предлагаемых стандартов поставок товаров, проведения работ или оказания услуг. Кроме того, необходимо проверить руководителей и учредителей компаний – это могут быть одни и те же лица, или люди, между которыми явно существуют устойчивые связи.
В случае, если есть подозрение на картельный сговор, необходимо обратиться в органы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Специалисты ФАС РФ могут проверить IP-адреса, с которых направлены заявки. Очень часто фиктивные участники торгов используют один и тот же IP-адрес. Это уже может являться основанием для обвинения со стороны антимонопольной службы в картельном сговоре.
Отметим, что, помимо ФАС РФ, заявление о наличии картельного сговора можно подать в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела по статье 178 УК РФ «Ограничение конкуренции». Но анализ российской судебной практики показывает наличие малого количества уголовных дел, возбуждаемых по данной статье. В первую очередь, это связано со сложностью установления в ходе следствия фактов картельного сговора. В 2018 году органы ФАС РФ выступали с предложением введения уголовной ответственности за заключение препятствующих добросовестной конкуренции соглашений между заказчиком (организатором аукциона) и отдельными участниками торгов.
Но пока данный вопрос не решен, что создает определенные пробелы и проблемы в сфере привлечения участников картельных сговоров (руководителей и учредителей компаний, индивидуальных предпринимателей) к уголовной ответственности по указанной статье.
Адвокат Филипп Наставшев