В Махачкалинском порту нефть бодяжат водой из Каспия
Каспийская вода стала источником многомиллионных доходов собственников «Дагнефтепродукта», приватизировавших в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП) накопительные емкости для слива нефти с танкеров и всю свободную территорию вокруг порта, пишет агентство Stringer. При этом миллионы, утекающие в карманы частных владельцев порта, на деле оборачиваются миллиардами потерь для бюджета Дагестана.
Каждый год «Транснефть» десятки раз (только за последний год около 40) останавливает прием нефти на узле учета на входе в нефтепровод Махачкала-Новороссийск из-за превышения норм обводненности нефти. Последний раз прием нефти был остановлен 25 октября. При максимально допустимой в отгружаемой нефти норме влажности 0,5%, воды в ней оказалось 2,7%.
Смешивая нефть с водой, собственники «Дагнефтепродукта» компенсируют извлечение из нефти нафты, продукта примитивной перегонки, которую после небольшой доработки можно использовать непосредственно для заправки автомобилей. На прихваченных в избытке землях вокруг порта владельцами «Дагнефтепродукта» были построены три НПЗ, по сути «самовара», производящих из слитой с танкеров нефти нафту и мазут. Мало кому нужный мазут закачивается обратно в емкости с нефтью для последующей перекачки по нефтепроводу. А нафтапосле небольших манипуляций расходится по бензоколонкам республики. Объемы отобранной из нефти нафты списываются на естественные потери по максимальным нормативам и дополняются морской водой.
Суперприбыльный бизнес вкупе с откровенным воровством добивает Махачкалинский порт. При мощности 8 млн тонн нефти в год за январь-октябрь здесь было перевалено 0,9 млн тонн нефти. Нефтяники из порта ушли. «Лукойл» отказался от всех контактов с портом уже года три. Пойдя на колоссальные расходы, компания построили около 600 км трубопроводов от своих шельфовых месторождений до северного берега Каспия и трубы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Компании было бы намного дешевле возить нефть танкерами в Махачкалу и отправлять ее по нефтепроводу до Новороссийска. Тариф «Транснефти» для трубы Махачкала-Новороссийск — $15, более чем втрое ниже, чем в КТК и БТД ($50 для «своих»).Но иметь дело с ворами Алекперов не желает.
Полностью ушли из порта туркменские нефтяники. Небольшие объемы нефти пока сливают в порту казахские компании, и то из-за качествасвоей нефти: вязкую и тяжелую нефть из республики могут и не пустить в азербайджанскую трубу.
На недавнем совещании в правительстве руководство порта пообещало допускать представителей «Транснефти» к проверке качества нефти в прибывающих танкерах. Но с качеством привозимой нефти проблем нет, нефть исчезает и «портится» в емкостях «Дагнефтепродукта», куда «Транснефть» не пускают.
Уничтожение Махачкалинского порта идет на фоне войны за сам порт между двумя олигархическими кланами – братьев Магомедовых и Керимова. Последнего недавно «закрыли» во Франции, по одной из версий, с помощью Магомедовых.Керимов стоит за прежним руководителем ММТП – Ахмедом Гаджиевым, приходящимся родным братом соратнику Керимова – Магомеду Гаджиеву. АЗиявудин Магомедовстоит за фигуройАндрея Гормаха, которого федеральная структура «Росморречфлот» в середине 2016 года попыталась сделать новым генеральным директором порта, отказав в продлении контракта Гаджиеву. В результате верх одержал клан Керимовых, поставив во главе ММТП нынешнего директора МурадаХидирова, первого заместителя Гаджиева.Гормаха же крепкие ребята с автоматами просто не пустили на территорию порта.
В такой ситуации фантастическими выглядят планы правительства по развитию порта с доведением его мощности до 11 млн тонн нефти в год. Нефть на Каспии для порта есть, нет контроля правительства над «зеленой милей» между причалами порта и узлом приема нефти в нефтепровод. Один из вариантов решения проблемы – приватизировать «Дагнефтепродукт» и полностью сменить менеджмент порта без оглядки на дагестанские кланы. Второй, создать в порту еще одного посредника (например, в лице того же «Лукойла»), который бы не воровал и не «портил»нефть.В противном случае остается третий, оставить все как есть, а когда порт окончательно встанет, все снести и построить здесь элитное жилье, казино, яхт-клуб и прочее. План с идеей строительства на месте ММТП игровой зоны и казино уже «гуляет» в сети.