«Криминал на нефтяной трубе: воровство уменьшается, но становится всё изощрённее»
Несовершенство законодательства и либеральная правоприменительная практика способствуют созданию мощных криминальных организаций по воровству нефти и топлива из магистральных трубопроводов, обладающих колоссальными финансовыми ресурсами − говорится в докладе Института развития топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК) «Криминал на нефтяной трубе: воровство уменьшается, но становится всё изощрённее».
Несмотря на все усилия правоохранительных органов и охранных подразделений транспортников, число врезок в магистральные трубопроводы, особенно в нефтепродуктопроводы, последние шесть лет снижается недопустимо медленными темпами. В ряде регионов вокруг воровства топлива сложились крупные криминальные группировки, имеющие устойчивые связи в МВД, прокуратуре и судах.
Во всем мире сам факт повреждения трубопровода считается серьезным преступлением. В большинстве стран за криминальные врезки дают сроки до 15 лет. В Китае – вплоть до смертной казни. По этой причине в Европе и том же Китае проблемы врезок практически не существует. В России же суды отпускают топливных воров с условными сроками даже при доказанном факте врезки в трубопровод.Это лишает правоохранительные органы стимулов расследовать криминальные врезки.
Регионы-лидеры по числу криминальных врезок в МНПП в 2018-2019 гг.
Регион | Число криминальных врезок | |
2018 г. | 2019 г. | |
Московская область | 31 | 48 |
Ленинградская область | 20 | 18 |
Челябинская область | 14 | 14 |
Нижегородская область | 10 | 15 |
Пензенская область | 5 | 13 |
Самарская область | 10 | 8 |
Рязанская область | 9 | 8 |
Тульская область | 5 | 9 |
Владимирская область | 2 | 8 |
Новгородская область | 3 | 5 |
При этом во всех единичных случаях наказания с символическими сроками его получают лишь простые исполнители, а вся цепочка от исполнителей до заказчиков и покровителей так и остается нераскрытой. Для топливных ОПГ их криминальный бизнес практически безопасен, поэтому они могут позволить себе многомиллионные траты на оборудование для устройства и эксплуатации врезок.
Длина некоторых отводов, построенных с помощью установок горизонтального бурения, достигает нескольких километров, а сам шланг может залегать на глубине свыше десятка метров. Управление многими врезками автоматизировано. Открытие и закрытие задвижки производится дистанционно при помощи приложения для мобильного телефона. Точки сбора оборудованы веб-камерами, работающими в режиме он-лайн.
Неэффективность борьбы с катастрофическими масштабами криминального бизнеса по врезкам в нефте- и нефтепродуктопроводы связана с непонятной медлительностью Госдумы по внесению необходимых поправок в законодательство и с либеральной к топливным ворам правоприменительной практикой.
Если в 2019 году было обнаружено 143 врезки, из которых по 115 были возбуждены уголовные дела, из них лишь 9 дел дошло до суда, а в итоге привлечено к уголовной ответственности всего 9 человек по 4 делам!
Пока отсутствует реальное наказание за врезки в трубопроводы, криминальный топливный бизнес крепнет, расширяется география деятельности преступных группировок, с каждым годом растет оборот контрафактного топлива, угрожая своими масштабами экономической и социальной стабильности государства, делают вывод авторы доклада.
Полный текст доклада: http://irttek.ru/research/kriminal-na-neftyanoy-trube-vorovstvo-umenshaetsya-no-stanovitsya-vsye-izoshchryennee.html