Падение котировок нефти на фоне эпидемии коронавируса в КНР — главное событие минувшей недели
Падение котировок нефти на фоне распространения коронавируса; арктические льготы; Белоруссия: – получит ли республика нефть из Казахстана; прогнозы EIA и пятикратное падение добычи нефти в Ливии
Обзор основных событий российского и мирового рынков нефти за неделю подготовили эксперты Института развития технологий ТЭК.
Ключевым событием недели стало падение котировок нефти на фоне распространения эпидемии коронавируса в КНР. Так, по итогам недели цены Brent снизилась еще на 5% до $55 за баррель. Одной из причин коррекции стали ожидания инвесторов по снижению спроса на авиакеросин в КНР по итогам первого квартала на 5%, на бензин — на 2% по сравнению с первым кварталом 2019 года. Распространение нового вида коронавируса в Китае вызвали дискуссии относительно будущего сделки ОПЕК. Министр энергетики Алжира Мухамед Аркаб заявил, что ОПЕК может провести экстренное совещание, посвященное добыче нефти в 2020 году уже в феврале, а не в марте, как планировалось ранее. Ситуация с коронавирусом может стать существенным, хотя и не ключевым, аргументом в пользу пролонгации сделки ОПЕК+. Продолжающаяся коррекция цен на рынках нефти во многом вызвана факторами, не связанными со вспышкой эпидемии в КНР – с теплой зимой и ослаблением геополитической напряженности вокруг Ирана. Значительная часть воздействия на мировые рынки обусловлена психологическими факторами, влияние же нового вируса на глобальный спрос на нефть ограничено. Вероятно, что уже в среднесрочной перспективе фактор эпидемии коронавируса утратит свое влияние на спрос на нефть и на котировки на мировых биржах.
Правительство М.Мишустина одобрило подготовленный Минвостокразвития пакет законопроектов, предусматривающий льготы для инвесторов, планирующих реализовать на арктических территориях новые проекты. В первую очередь поддержку получат проекты добычи углеводородного сырья. Таким проектам будут предоставлены широкие налоговые преференции. Ключевое направление работы в Арктической зоне связано с производством и транспортировкой сжиженного природного газа. Подготовленные законопроекты предусматривают расширение наиболее льготного режима налогообложения шельфа, ставка при добыче нефти на котором составит 5% и будет действовать 15 лет. В Минэкономразвития рассчитывают, что с меры поддержки позволят запустить минимум пять проектов с инвестициями 1,77 трлн руб.
Глава ЛУКОЙЛа В.Алекперов попросил президента РФ Владимира Путина предоставить компании участки недр (Тюлений-1, Тюлений-2, Тюлений-3) в районе острова Тюлений в западной части российского сектора Каспийского моря для геологического изучения. В письме президенту В.Алекперов подчеркнул, что дочерняя структура ЛУКОЙЛа ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» «испытывает дефицит в новых геологоразведочных проектах». В.Путин поставил на письме резолюцию от 17 января главе Минприроды Д.Кобылкину в формулировке «проработать и доложить».
«Нефтегазхолдинг» Э.Худайнатова утвердил проект пробной эксплуатации Пайяхского нефтяного месторождения. Согласно проектной документации, на девятый год разработки добыча на Пайяхе должна составить 50 млн тонн, для этого нужно бурить почти 500 скважин в год. В 2019 году НГХ удалось поставить на госбаланс 1,2 млрд тонн запасов (1,12 млрд — по категории C2, остальное — C1), что формально делает это месторождение одним из крупнейших в истории. В то же время Пайяха остается малоизученной (степень разведанности — 7%), и данные по запасам нуждаются в подтверждении бурением. По итогам экспертизы проекта, подготовленного ООО «Сибнефтегазинновация 21 век» (принадлежит НГХ), Роснедра решили, что в течение семи лет в ходе пробной эксплуатации НГХ должен пробурить 3,3 тыс. скважин (из них 1568 добывающих, 1608 нагнетательных и др.), то есть в среднем более 470 скважин в год. Накопленная добыча нефти за это время составит 190 млн тонн. Привлечь буровые мощности и человеческие ресурсы в заявленных объемах в текущих условиях рынка для НГХ будет затруднительно. Однако, расчеты рентабельности проекта были сделаны при действующих параметрах налоговой системы и не учитывают новые льготы для арктических проектов (переход на налог на дополнительный доход, предполагающий фактическое обнуление налога на добычу нефти в первые 12 лет эксплуатации месторождения).
Президент Белоруссии А.Лукашенко поручил правительству провести переговоры с Казахстаном о поставках нефти и нефтепродуктов в республику. О возможности таких закупок в размере 3,2–3,5 млн тонн Минск договорился еще в октябре 2019 года, окончательное соглашение с конкретными условиями планировалось подписать в начале 2020 года. Белоруссия требует отменить традиционную премию, которую поставщики получают к экспортному паритету (около $6 за тонну). На фоне кризиса в переговорах Минск поднял тариф на транзит российской нефти по территории Белоруссии с 1 февраля более чем на шесть процентов. Даже если Россия разрешит трубопроводный транзит нефти из Казахстана в Белоруссию, эти поставки для Минска будут все менее выгодны, чем импорт из России. Хотя Казахстан может поставить нефть в Белоруссию без экспортной пошлины (как это делает и Россия), в Казахстане размер этой пошлины меньше — $60 за тонну при текущей цене нефти против $78,5 на тонну (на февраль). Таким образом, казахстанская нефть, поставляемая по цене экспортного паритета, будет на $18,5 за тонну дороже.
Управлением энергетической информации Минэнерго США представило ежегодный энергетический прогноз (Annual Energy Outlook 2020, AEO2020), по данным исследования, пик объемов нефтедобычи в США придется на 2022 г., когда в стране будет добываться 14 млн барр./сутки. На уровне в 14 млн барр./сутки добыча нефти в США будет находится вплоть до 2045 г. При этом сланцевая нефтедобыча перейдет в менее продуктивные районы и снизится нефтеотдача скважин, что приведет к постепенному замедлению темпов роста добычи, а затем и к ее снижению после 2045 г. В независимых международных институтах представляют альтернативное видение перспектив американской сланцевой индустрии. Так, например, ОПЕК ожидает, что с середины 2020х гг. независимые нефтедобывающие страны, в первую очередь США, покажут устойчивый спад добычи нефти. Международное энергетическое агентство ранее прогнозировало, что пик добычи нефти в США придется на 2030 г., но снижение начнет фиксироваться уже к 2040 году.
Национальная нефтяная корпорация Ливии представила данные, согласно которым замораживание работы нефтедобывающей промышленности и экспортных портов в Ливии вызвало потери размером в 318 млн долл. С 18 января добыча нефти упала более чем на три четверти (76,3%) и сейчас находится на среднем уровне в 284,1 тыс. баррелей, в то время как докризисный уровень составлял 1,2 млн баррелей в день. Блокирование экспорта нефти из нескольких портов Ливии может привести к снижению в стране нефтедобычи, сопоставимой с дополнительными в 2020 году объемами сокращения в рамках сделки ОПЕК+. На фоне резкого падения ливийской добычи начиная с 18 января нефтяные цены находились в устойчивом коридоре $64-65 за баррель, подтверждает, что риски сохраняющейся нестабильности в Ливии заложены инвесторами в текущих котировках.