Правительство в очередной раз отложило согласование закона о трубопроводном транспорте
В январе 2019 года в правительстве продолжится обсуждение законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов». На совещании у Дмитрия Козака 12 декабря, по словам его представителя Ильи Джуса, «пока не удалось достичь компромисса по ключевым разногласиям, в том числе по вопросу дефиниции магистральных нефтепроводов общего и необщего пользования, по параметрам инвестиций в строительство таких объектов и структуре владения ими», пишет РБК.
Правки в практически готовый весной для представления в Государственную Думу законопроект стали вноситься осенью, когда кураторство топливно-энергетической отраслью перешло к Дмитрию Козаку. В результате правок в тексте документа появились новые пункты и исчезли некоторые существовавшие ранее.
Одним из принципиальных пунктов разногласий участков совещания у Дмитрия Козака стало определения магистральных трубопроводов. В начальной редакции законопроекта предполагалось, что магистральными трубопроводами может владеть только государство или принадлежащий государству оператор трубопроводной системы. В документе были зафиксированы условия подключения к системе магистральных трубопроводов нефтедобывающих компаний и НПЗ. В новой редакции предложено разделить магистральные трубопроводы на трубопроводы общего и необщего пользования и допустить владение магистральными трубопроводами необщего пользования «лицами, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая нефтяные компании». В такой формулировке исчезает принцип строгого разделения на одной территории собственности на объекты добычи сырья и объекты его транспорта, что приводит к перспективе монополии одной компании. Кроме того, собственники государственных магистральных трубопроводов имеют льготы на налог на недвижимость. «Роснефть», которой приписывают инициативу внести в законопроект частную собственность на магистральные трубопроводы, ранее самовольно присвоила статус магистрального своему нефтепроводу «Ванкорское месторождение — нефтеперекачивающая станция Пурпе». Налоговая службы подала иск, и в июне 2018 года «Роснефть» проиграла налоговикам спор в суде. ФНС доначислила компании 2,46 млрд руб. налогов и пеней за 2012–2013 годы за необоснованное применение льготы.
В первоначальном варианте законопроекта был зафиксирован давно применявшийся принцип об оплате нефтяными компаниями через тариф расходов оператора на строительство новых трубопроводов в интересах данной компании. Теперь эти расходы предлагаются распределить на все нефтяные компании страны через общее повышение тарифов.
Из документа исчезло положение о соглашениях типа «качай или плати», предложенное «Транснефтью» после многомиллиардных убытков от работающих на треть мощности нефтепроводов «Куюмба-Тайшет» и «Заполярье-Пурпе». Исчез и пункт о включении в расчет тарифов инвестиций оператора, что снижает прибыль государственного оператора и, соответственно, доходы государства.
Неприемлемыми для «Транснефти» являются появившиеся в документе пункты, запрещающие оператору отказывать в заключении договора транспортировки из-за нефти низкого качества и обязующие его возмещать убытки нефтяникам в случае отсутствия технической возможности прокачивать нефть. В новую редакцию документа также вписан запрет для «Транснефти» прокачивать по своим трубам нефть и нефтепродукты для собственных технологических нужд, а разрешить транспортировку только сырья нефтяников.
Неудивительно, что в ходе совещания было принято решение «в принципе рассмотреть целесообразность принятия данного законопроекта», рассказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания. Ключевые ведомства документ в нынешнем виде не поддержали. Ранее, 6 декабря президент «Транснефти» Николай Токарев заявил: «К сожалению, несмотря на прямое поручение президента, продолжаются попытки, в первую очередь со стороны «Роснефти», «снести» этот закон». По словам Токарева, документ до такой степени видоизменили, что компания будет против его внесения в Госдуму.
Напомним, что указание правительству РФ о разработке закона было дано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным еще 30 июля 2015 года.