АЗБУКА И БУКВАРЬ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Одним из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества является военно-патриотическое воспитание молодого поколения. При этом развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей начинается в раннем детстве вместе со знакомством ребенка с устным народным творчеством его народа и продолжается в школе. Наша цель заключается в выявлении того, насколько современные азбуки и буквари способствуют формированию у ребенка чувства любви к своей Родине, языку, культуре, а в дальнейшем и патриотического сознания.
Азбука или букварь – первая учебная книга в жизни ребенка, а значит, она должна быть не только интересной и занимательной, она должна способствовать ценностному ориентированию ребенка, через неё школьник должен прочувствовать традиции и историю своего народа. Внедрение культурологического подхода в образовательный процесс явление далеко не новое. Так «Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету» Д.И. Тихомирова и Е.Н. Тихомировой 1914 года, был одной из самых распространенных книг, по которой дети христиан постигали азы грамоты и счета, учились понимать красоту и богатство родного языка, а также знакомились с главными праздниками православных христиан.
Букварь был создан пробуждать интерес к родному слову, самые светлые чувства и мысли, веру в добро и благородство души, любовь к своему Отечеству. И неслучайно, «букварь» в праязыке – сведения о жизни, её изменениях. Современные азбуки и буквари также претендуют на роль не только книги-учителя, но и книги-воспитателя, которая должна вести за собой, прививая общечеловеческие и национальные ценности своему читателю. По мнению А.Н. Вырщикова, воспитательный процесс – это «педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена разноуровневых и разноплановых актов формирования личности молодого человека, в ходе которой решаются задачи развития и психологической подготовки личности к жизни в конкретных условиях. Целевая определённость патриотического воспитания и содержательные параметры определяются его пониманием как субъектной сферы человеческого бытия, в которой решаются фундаментальные проблемы обретения идеалов, смыслов, ценностей и т.д.».
В литературе для младших школьников традиционно обретение идеалов и формирование ценностей осуществляется через тексты, яркие образы и иллюстрации. Действительно все эти составляющие мы можем наблюдать в любой обучающей книге для детей, однако качество текстов и иллюстраций – разное.
Учитывая то, что младший школьник только учится читать и понимать смысл, а в целом и значимость того, что написано, имеет смысл проанализировать качество текстов и иллюстративного материала в азбуках и букварях, которые используются для обучения в школах Краснодарского края. Одним из таких учебников стала Азбука 2013 г. (Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А, Бойкина М.В.), другим Букварь 2011 г. (Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.).
Обращаясь к иллюстративному материалу учебников, можно отметить их ценностные установки. Так Азбуку открывает иллюстрация, передающая русский колорит: традиционный русский пейзаж с широкими просторами, быстрыми реками, белыми березами и … куполами церкви, виднеющимися вдали. Ряд исследователей отмечали невозможность представить русский пейзаж без русской церкви, и эта иллюстрация, содержащая символику русских сказок (солнце и месяц) и русской жизни (хлеб-соль на вышитом рушнике) не стала исключением. Не забыли художники отразить на этом символическом изображении русского мира – ракету, летящую в космос, как великое достижение нашего народа. Другие иллюстрации Азбуки и Букваря соответствуют в большинстве своём русским народным сказкам. Букварь в свою очередь содержит репродукции известного русского художника В.М. Васнецова «Алёнушка», «Иван царевич и серый волк» и др., что также способствует формированию русской картины мира. Однако присутствуют и абсурдные изображения противоречащие логике — собака доит корову, которые могут быть лишь оправданы сюжетом используемой сказки, мультфильма («Трое из Простоквашино».)
Широко используются на страницах Азбуки и Букваря пословицы и поговорки, как культурное, народное достояние русского народа: «Учиться – всегда пригодится», «Берись дружно, не будет трудно», «Аккуратность человека красит», «Чтение лучшее учение» и др. Присутствуют также тексты, прививающие любовь к Отечеству, родному краю, родителям, маме.
Однако присутствуют в представленных учебниках для младших школьников и стилистически неверные обороты и не имеющие смысла сочетания. Так в Букваре задание для самостоятельного детского прочтения называется «Почитай-ка!» (4. С.6). При этом частица -ка- является явной принадлежностью разговорной речи. Условные обозначения, вначале Букваря противоречат и логике и стилю: «если можешь, прочитай; не можешь – ищи знакомые буквы», «вот как интересно бывает в нашем языке!» (4. С.5). На ряду с традиционно русскими словами-приветствиями и прощания — здравствуйте (здравия/здоровья желаю) и всего доброго, появляется сочетание «спокойной ночи», которое также приводится в разделе «Как мы прощаемся?».
В целом, можно говорить о том, что осуществляя попытку формирования нравственных и моральных идеалов, авторы учебников для младших школьников нередко забывают о необходимости их соответствия нормам учебно-научного стиля.