Как обеспечить мытье рук? Обострение наболевших проблем
Главный метод борьбы с коронавирусом COVID-19 – это мытье рук. Об этом 4 мая заявил генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус на брифинге в Женеве. Также он подчеркнул, что на данный момент эта простейшая процедура является недоступной для нескольких миллиардов человек, поскольку в их домах нет центрального водоснабжения.
Пандемия коронавируса COVID-19 обнажила множество проблем, которые до недавних пор стояли вне повестки дня «золотого миллиарда». В бедных и развивающихся странах, где значительная часть населения живет практически в средневековых условиях быта, где доступ к воде и электроснабжению фактически означает принадлежность к вполне состоятельным гражданам, всегда остро стояла проблема эпидемий. Плотная застройка, антисанитария, скученность населения являются социальной «чашкой Петри» как для новых, так и, казалось бы, давно «ушедших» болезней вроде натуральной оспы или чумы. Как показывает нынешний опыт, от болезней невозможно отгородиться – их можно только предотвратить. В условиях глобализации мир стал единым, а, значит, на всем человечестве, и прежде всего на его самой богатой части лежит ответственность за жизнь и здоровье людей на всей планете. И вот тут возникает огромная проблема.
Дело в том, что в обеспечении населения бедных стран возможностями для проведения своим гражданам водопровода нет ничего сложного. Так, во многих местах достаточно предоставить нуждающимся государствам доступ к недорогим, долговечным и безопасным строительным материалам. К примеру, хризотилцементные трубы отлично подходят для решения этой задачи. Они изготовлены из хризотил-асбеста – волокнистого минерала, который не горит, не плавится, является отличным термоизоляционным материалом (из него делают изоляцию для котлов атомных ледоколов), на разрыв прочнее стали, а продукты на его основе служат десятки лет. Хризотиловые трубы подходят для транспортировки холодной и горячей воды, оборудования канализации и многого другого. Более того, их можно быстро и эффективно монтировать, поскольку они не требуют сварки. Они не окисляются, не ржавеют, не лопаются от перепадов температур… и потому правительство Евросоюза уже более 30 лет пытается их запретить по всему миру.
Развивающиеся страны – это, прежде всего, удобный рынок. Их легко продавить, ими можно манипулировать. ЕС, запретившая производство хризотиловой продукции на своей территории, активно продавливает эту норму по всему земному шару, часто не гнушаясь прямого давления. К примеру, в 2004 году в Египте был закрыт ряд заводов по производству хризотилцементных труб. Так случилось из-за вмешательства Евросоюза в дела суверенного государства – властей родины фараонов обязали заменить хризотил пластиком, но это не получилось. Не смотря на протесты египетских ученых, в частности, доктора Ахмеля Абд Аль-Ваххаба, хризотиловые заводы работали с 1952 по 2004 год, на них было занято 3 500 работников, а продукция широко применялась по всей стране. Из-за остановки работы заводов оказался надолго замороженным проект по строительству трубопровода, который должен был обеспечить водой 2400 населенных пунктов. Таких случаев сотни – и в выигрыше остаются те, кто попал в список «разрешенных» производителей. Часто такие группы сращиваются с власть предержащими, действуя как единый механизм по удержанию рынков. Частично давление оказывается через навязанную обществу антиасбестовую истерию. Недавно в Ирландии прогремел очередной скандал. Как сообщает портал «Дни.ру», местные журналисты «внезапно» обнаружили более пяти тысяч километров хризотиловых труб в местной системе водоснабжения. Статья намекает, что все это хозяйство необходимо срочно менять, не смотря даже на ссылки властей графств на рекомендации ВОЗ.
В случае с хризотиловыми трубами все просто. Крупнейшим поставщиком хризотил-асбеста в мире является Российская Федерация, а в Европе этот минерал не добывается. Соответственно, до недавнего времени ЕС пытался выдавить отечественного производителя со всех возможных рынков, а еще лучше – закрыть его насовсем. Этому не может противостоять даже ВОЗ – хотя в «Руководстве по обеспечению качества питьевой воды» указано, что хризотиловые трубы могут быть использованы для доставки питьевой воды. Ученые со всего мира на основании многократных исследований убедительно доказали безопасность хризотилсодержащих материалов при контролируемом использовании. Но, в погоне за сиюминутной прибылью западные производители аналогов, более дорогих и менее надежных по причине своей синтетической природы, давили и продолжают давить на развивающиеся страны. Итог оказался вполне предсказуемым.
По данным ВОЗ ежегодно 361 000 детей в возрасте до 5 лет умирают от диареи из-за плохого доступа к чистой воде, санитарии и гигиене, 270 000 детей умирают в течение их первого месяца жизни по причине состояний, которые можно было бы избежать при обеспечении питьевой водой. Всего «приблизительно 827 000 человек в странах с низким и средним уровнем дохода ежегодно погибают в результате неудовлетворительного водоснабжения и санитарно-гигиенических условий».
Традиционно «золотой миллиард» обслуживал свои интересы, но сейчас этой недальновидной политике приходит конец. Текущий кризис как никогда обострил все несовершенства нынешнего устройства мирового хозяйства – нельзя заботиться только о богатых. Наш мир стал глобальным, и потому необходимо развивать его во всех уголках планеты, не позволяя жадности затмить глаза. История с хризотиловыми трубами как никогда показательна – вроде бы частность, но из-за таких «частностей» происходят истории, подобные бразильским, когда уличные банды из фавел устанавливают режим карантина куда эффективнее центральных властей, а в индийские трущобы возвращаются болезни столетней давности. Бедные страны в конце концов зададутся вопросом, почему помощь на словах оказывается давлением и грабежом на деле. Без питьевой воды, без элементарных условий для санитарии и гигиены по всей планете мы не можем говорить хотя бы об эпидемиологической безопасности – а вирусы, как выяснилось, не щадят ни богатых, ни бедных. Коронавирус COVID-19 может оказаться первой ласточкой гораздо больших потрясений, если продолжать бездумно отказываться от рациональных решений в пользу сиюминутной выгоды.