Николай Титов: как на рынке юридических услуг применимы Т-компетенции
Концепция Т-компетенций родилась как метафора для описания требований к сотрудникам в современной организации, работающей по командному принципу. Вертикальная линия в «Т» обозначает глубокую экспертизу в выбранной области, в то время как горизонтальная – это широкая эрудиция и способность сотрудничать с экспертами в других областях и применять знания из областей знаний, отличных от собственных.
Для того чтобы успешно выдерживать конкуренцию в бизнесе, приходится всё время анализировать рыночную ситуацию и прогнозировать варианты развития событий. Со всеми коллегами, кто так же, как и я, обдумывает стратегию развития своей компании, могу поделиться некоторыми наблюдениями и мыслями относительно тенденций рынка юридических услуг.
С одной стороны, наблюдается усложнение кейсов, с которыми приходится иметь дело, с другой, слышатся визионерские пророчества о цифровом будущем отрасли и автоматизации всех легко формализуемых, рутинных процессов. Мне представляется, что адекватным является подход развития так называемых Т-компетенций, при котором достигается достаточно широкий кругозор, создаются команды, обладающие всеми ключевыми специализациями, востребованными рынком, но основной упор делается на какую-то одну. В выбранном направлении происходит углубление вертикальной линии «Т» и достигается абсолютно полное, доскональное изучение темы.
Для воплощения данной идеи в компании созданы структурные подразделения, отвечающие за:
- Арбитраж и судебные споры.
- Юридическую экспертизу и сопровождение сделок слияния и поглощения.
- Уголовно-правовую защиту бизнеса.
- Юридическую санацию проблемных активов.
- Управление крупными и сложными проектами по реструктуризации проблемной задолженности, сопровождение процедуры банкротства и конкурсного управления.
- Медиацию.
- Защиту инвестиций, прав интеллектуальной собственности, от недобросовестной конкуренции, поддержку участия в тендерах и торгах.
- Due diligence и корпоративное право.
- Урегулирование вопросов, связанных с недвижимостью и земельными спорами.
- Взаимодействие с государственными органами, в том числе оспаривание решений, получение разрешений, отстаивание законных интересов клиентов.
Это составляющие горизонтальной линии «Т». А вертикальную мы решили расположить в области защиты инвестиций, сопровождения процедур банкротства, реструктуризации, санации самих предприятий финансовой отрасли, а также их контрагентов в связи с перечисленными действиями.
В последнее время очень много кейсов в нашей практике связано именно с процедурами банкротства. Если обобщить накопленный опыт, вырисовывается три варианта ведения проектов, вызванных приобретением нашими клиентами неких непрофильных активов, доставшихся в качестве залогового имущества вследствие банкротства должника. Такой актив на балансе предприятия зачастую не только не компенсирует выданный кредит, но и становится токсичным, грозит превратиться в пассив, так как требует на своё обслуживание ресурсы, которые в финансовых организациях обычно не предусмотрены.
- Первый вариант – реструктуризация долга, рефинансирование. Применим для объектов в предбанкротном состоянии, когда дополнительными финансовыми вливаниями их ещё можно спасти.
- Передача прав требования третьей стороне. С поиском такой третьей стороны всё чаще возникают трудности. Обычно инвестор либо богат, либо не искушен, а для того чтобы принять на себя риски владения таким объектом, требуется обладать двумя этими качествами одновременно. Выживаемость такого инвестора противоречила бы теории Дарвина.
- Преобразование и развитие, поиск заинтересованных инвесторов. Вот на этом способе разрешения проблем с токсичными активами мы решили сконцентрироваться. Для чего практикуем привлечение к проектам финансовых и бизнес-аналитиков, девелоперские компании, выбираем самых квалифицированных конкурсных или антикризисных управляющих, способных рачительно и профессионально распорядиться активом и извлечь максимум возможного при его реализации.
Титов Николай Юрьевич, адвокат, учредитель юридической фирмы A.T.Legal