Статья Генерального директора ООО «Касимово Девелопмент» Ирины Николаевны Кочетковой на тему различий ICO и IPO как инструментов инвестирования
Приходилось ли Вам в последнее время часто слышать об ICO (первичном размещении криптовалюты)? Предлагаю Вам ознакомиться с новыми стратегиями финансирования, которые стартапы по всему миру адаптируют под себя, чтобы профинансировать свои проекты на основе технологии распределенных реестров (блокчейн).
Первичное размещение криптовалюты (ICO) отличается от первичного открытого размещения акций (IPO). Сегодня токены ICO – то же самое, что акции на бирже, хотя это совсем не Уолл-Стрит.
Что стоит за ICO?
ICO связано с технологией блокчейн, это новый способ привлечения капитала компаниями и развития проектов на базе децентрализованных приложений. Надо поблагодарить ранних инвесторов за поощрительные программы, бесплатные токены по реферальной системе и подарки каждому зарегистрировавшемуся.
Благодаря всему этому ICO получают лавинообразный рост, ими можно делиться, и они финансово обеспечены. Помимо денег, вкладываемых в любой новый проект, авторы ICO выделяют часть из общего объема своего предложения, чтобы отблагодарить участников за помощь в получении финансирования.
Обычно взносы можно сделать в биткойнах (BTC), криптовалюте Ethereum (ETH) или в фиатных деньгах. Установлены определенные минимумы, обеспечивающие наличие достаточного количества участников по нижнему и верхнему пределам, которые произвольно устанавливаются компаниями.
Экосистема Ethereum (ETH) на базе технологии блокчейн сосредоточена на новых платежных инструментах. На сегодняшний день я, как и многие отдаю предпочтение ETH перед биткойном и другими криптовалютами.
Каковы основные различия между ICO и IPO?
Как я упоминала выше, ICO представляет собой создание цифровых токенов на базе технологии блокчейн – распределенного публичного реестра. IPO – размещение акций по открытой подписке через инвестиционные банки (андеррайтеры).
IPO могут провести не все компании, а только официально зарегистрированные частные компании, которыми я некоторое время управляла. Поэтому даже самые амбициозные проекты не смогут провести IPO – этот путь требует многих лет, ресурсов и отлаженных механизмов работы.
У большинства компаний, проводящих ICO, даже нет продукта, который они могли бы представить публике; у некоторых из них есть подтверждение концепции, у других – подтверждение доли. Минимально жизнеспособный продукт (МЖП) сводится к проектной документации (white, black и gold papers), партнерствам и взаимодействию со СМИ.
Что касается дохода, при IPO предусмотрены дивиденды из прибыли компании. ICO предлагают токены по цене, которая будет повышаться за счет доверия, оказанного проекту публикой. Это обещание, которое дает команда, его сложно гарантировать и предсказать будущее.
Нормативно-правовое поле IPO и ICO абсолютно разное. Я бы хотела предостеречь частные компании: прежде чем провести IPO, прежде всего нужно подать заявления в соответствующие органы и получить разрешение. С другой стороны, при ICO все по-другому: децентрализованные платформы выше межгосударственных границ, поэтому создать четкую нормативно-правовую базу сложнее.
На основании вышеизложенного я хочу резюмировать, что, фактически, разница между IPO и ICO заключается в том, что IPO хорошо работает при централизованном размещении под полным контролем корпорации; а ICO хорошо работает в открытом доступе при отсутствии централизованного контроля.
Ирина Николаевна Кочеткова,
Генеральный директор ООО «Касимово Девелопмент»