Жумарт Абильманов может стать фигурантом уголовного дела
После отставки главы Якутии Егора Борисова глава Ленского района Жумарт Абильманов попал в поле зрения правоохранительных органов и может лишиться поста. Одной из главных тем для прокуроров стала «дорожная» история», сообщает Росоткат.
Зачистки начинаются
Разговоры о начале широкомасштабной антикоррупционной кампании в Республике по дагестанскому сценарию начались после ареста депутатов государственного собрания Якутии (Ил Тумэн) Александра Уарова и Дмитрия Саввина. Под прицел правоохранительных органов попали не только чиновники республиканского правительства, но и главы районов. Одним из фигурантов уголовных дел может стать глава Ленского района ЖумартАбильманов. По слова источника, правоохранительные органы настроены более чем серьёзно. Сразу после отставки главы Якутии, в Республику были направлены несколько следственных бригад. Их задача – разгребать ворох дел, которые наворотили за годы правления Егора Борисова его подчиненные и друзья.
У следователей большой интерес вызвали истории: о хищении бюджетных средств через фирму «Торглайн», странную ситуацию с «дорожными» контрактами по трассе «Вилюй» и другими дорожными проектами, отчуждение акций ОАО «Якутгазпром» и ОАО «Якутцемент», инвестиционная надбавка в цене на природный газ, хищение бюджетных средств через НВК «Саха», деятельность компании «Туймаада-Нефть» и проведение выборов.
Одной из основных тем будет ситуация вокруг «Вилюя» и менее крупных (но не менее важных для жителей) районных дорог. Как ранее писали якутские СМИ, деньги, выделенные на строительство и ремонт федеральных трасс были распылены, витимская трасса вошла в рейтинг топ-5 самых дорогих долгостроев, а жители могут пользоваться ими только как зимниками, в летнее время используя технологические вдольтрассовые проезды нефтепроводов «Транснефти» и «Сургутнефтегаза». Езда гражданского транспорта по этим ведомственным дорогам, строго говоря, разрешена только по спецпропускам для ремонтных бригад, так как трубопроводы являются объектами повышенной опасности. Тем не менее, власти (Абильманов при попустительстве Борисова) не только продолжают пользоваться доброй волей нефтяников, но и всякий раз возбуждают общественность против последних, иной раз договариваясь до того, что трассы нужно передать Республике, что технологически и законодательно невозможно.
Относительно ЖумартаАбильманова источники в его администрации города говорят, что «шеф» строго настрого запретил соединять его с журналистами из Москвы и Якутска. Комментарии Абильманов дает только проверенным людям, которые лишних вопросов не задают.
Родственники ЖумартаАбильманова уже покидают Якутию. Часть семьи уезжает в Москву, некоторые собираются в Казахстан, где у семьи Абильмановых тоже есть крупный бизнес. Сам глава района пока еще находится в Якутии, но у него, по некоторым данным, запланированы командировки в Москву и за рубеж, откуда он уже может не вернуться.
Великий дорожный строитель
Во время предвыборной кампании ЖумартАбильманов в нескольких интервью подчеркивал, что его фирмы не будут строить дороги в Ленском районе. Ключевое слово здесь – строить. А вот о ремонте дорог тогда разговор не шел. Об этой части своего бизнеса Абильманов предпочел умолчать. Прошло немного времени и в Ленске и районе началась дорожная суматоха.
Полномочия по ремонту дорог в Ленске при Абильманове стали камнем преткновения между районом и городом. По закону, ремонтные и строительные полномочия находились у города, но реальные деньги были у района, и деньги эти клан Абильмановых упускать не хотел. Под разными предлогами глава района отказывал в финансировании строительства дорог и требовал передать в район полномочия по этому вопросу, не забывая попутно вмешивать в свои коррупционные дела нефтяников. Когда в начале февраля чиновника из-за неразберихи в собственных документах не пустили по технологическому вдольтрассовому проезду трубопроводной системы ВСТО — новость обошла многие якутские СМИ, как пример вызывающего поведения нефтяников на якутской земле. Сообщения об инциденте печатались под заголовками вроде «Интересы госкорпораций сегодня стоят выше интересов населения». Надо отдать должное некоторым смелым якутским изданиям, которые тогда писали, что «якутским чиновникам надо ездить только по непостроенным ими трассам, на которых грузовики застревают по самые оси, и не пускать их на цивилизованные дороги нефтяников. Тогда в республике быстрее появятся нормальные дороги общего пользования, и не надо будет просить владельцев трубопроводов в нарушении законов пускать машины якутян на свои закрытые для посторонних проезды».
Тогда под напором Абильмановагородские власти сдались, и полномочия району передали вместе со всей проектно-сметной документацией (ПСД). Обновление городских и республиканских дорог (читай – строительство) в том виде, в котором его видели городские власти, Абильманова не устраивало. Он решил, что строить дороги со всеми атрибутами и ГОСТами – дело неблагодарное, и перевел эти работы из разряда «строительство», в разряд «текущий ремонт», т.е. – латание дыр.
Хитрый ход нужен был для того, чтобы выделенные средства осваивать не по ПСД, а по временным сметам на ремонт. Не трудно угадать, какие фирмы и люди получали подряды на эти работы. Конечно – только близкие Абильманову. Тут налицо и злоупотребление и нецелевое использование средств. Допускаем, что помимо дорожных дел на Абильманова найдется еще много разных «составов». Для жителей же главное, чтобы «вор сидел в тюрьме». А вот с этим уже должны разбираться соответствующие органы.