Бизнесмены апокалипсиса
Пандемию COVID-19 сравнивают с войной – по последствиям для мировой экономики. Все крупные корпорации сейчас деньги либо тратят на борьбу с заразой, либо берегут на восстановление рабочих мест в будущем. Занятно, но именно в такой обстановке благотворители, которые в «мирное» время выделяют десятки миллионов долларов на «просветительские» проекты в других странах, обращаются с этими странами, как с дойными коровами. Удивительно и то, что на этом поприще семья Ротшильдов нашла в России верных союзников.
К концу прошлой недели число заразившихся по всему миру перевалило за миллион, умерли более 50 тыс. человек. На фоне этого богатейшие люди планеты устроили аттракцион невиданной щедрости. В США компании GM, Ford и Tesla объявили, что переходят на выпуск аппаратов искусственной вентиляции лёгких. Основатель Tesla Илон Маск закупил в Китае больше тысячи таких аппаратов и намерен бесплатно раздавать их больницам. Известные модные дома переводят свои мощности на пошив медицинских масок и халатов. Китайский миллиардер Джек Ма закупил и разослал по всему миру медицинские маски и тесты для выявления коронавируса (в том числе в Россию – более 1 млн масок и 200 тыс. тест-систем). Создатель Microsoft Билл Гейтс пожертвовал $100 млн на разработку вакцины от нового вируса, глава Facebook Марк Цукерберг выделил на это ещё $25 млн.
Меценаты и дельцы
Нечто похожее происходит сегодня и в России. По 1 млрд рублей выделили на борьбу с пандемией «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, «АФК Система» Евгения Евтушенкова и Mail.Ru Group Алишера Усманова. Причём если «Альфа- Групп» решила просто отдать деньги правительству, структуры Усманова решили помочь малому и среднему бизнесу. «Норникель» Владимира Потанина выделил на борьбу с пандемией 2 млрд рублей. Деньги пойдут на закупку медицинского оборудования и средств защиты в регионах присутствия компании, а также на помощь некоммерческим организациям и благотворительным фондам. Даже Олег Дерипаска, анонсировал строительство трёх новых больниц в Иркутской области. Михаил Гуцериев заявил, что готов разместить заболевших коронавирусом в самых дорогих гостиницах Москвы. Выглядит это как экстренная помощь, но всё-таки олигарх не остался в стороне. Мы сразу увидели тех, кто только говорит о социальной ответственности, и тех, у кого она действительно есть. Есть ещё и третья, особая категория бизнесменов – те, кто благотворительностью никогда особо и не занимался. Но при этом неплохо зарабатывает на российских ресурсах, участвуя в капитале крупных промышленных корпораций.
Знакомьтесь: Натан Ротшильд, запустивший руки в российскую металлургическую отрасль, и Айван Глазенберг (на фото), владелец компании Glencore – крупнейшего продавца отечественной нефти. На фоне наблюдаемой нами экономической катастрофы они решили вытрясти деньги из крупнейшей металлургической компании.
Хватай и беги
Итак, большинство крупных компаний мира сейчас тратят деньги на борьбу с пандемией либо берегут их для восстановления своей работы в будущем. Дивиденды акционерам в этом году сократят или попросту не выплатят – деньги нужны на зарплаты работникам. На Западе по такому пути пошли, в частности, Boeing, Delta Airlines, AT&T, Carnival, Macy’s, HSBC и Standard Chartered. В России сокращение дивидендов анонсировала Группа ЛСР, а также некоторые госкомпании. Отказаться от выплат акционерам хотели и в «Норникеле». По данным газеты «Ведомости», вместо этого холдинговая компания «Интеррос» (контролирует 34,6% компании) предложила направить средства на создание резервов и провести программу выкупа акций на открытом рынке для поддержания котировок. Однако Олег Дерипаска (владеет 27,8% «Норникеля» через UC Rusal) предложение о заморозке дивидендов не поддержал, сообщает «Интерфакс».
Вряд ли такая позиция Дерипаски была сформирована без влияния Натана Ротшильда и Айвана Глазенберга. «Русал» на 50,5% принадлежит энергетическому холдингу En+ Group, наблюдательный совет которого Ротшильд-младший возглавил в 2002 году. Швейцарский трейдер Glencore владеет 6,78% UC Rusal, и он тоже, по сути, является получателем дивидендов «Норникеля». Размер акционерных выплат за 2019 год совет директоров компании утвердит во вторник, 7 апреля. По предварительным данным, речь может идти о 4,7 млрд долларов, из которых на долю «Русала» придётся 1,3 млрд долларов.
Надо спросить у Олега Дерипаски: разве не заинтересован он сохранить действующую компанию, поддержать коллектив, снять риски по перебоям в зарплате? Его партнёр просто предложил ему оставить деньги в компании на всякий случай. Уже на следующий год, если они не понадобятся, их можно будет забрать. Зато если дела будут идти сложно, то не придётся идти с протянутой рукой к государству! Хотя ему это не впервой! В 2019 году «Группа ГАЗ» бизнесмена Олега Дерипаски попросила у правительства выделить 29,5 млрд рублей государственной помощи. А в кризисный 2009 год коллеги из издания Slon.ru насчитали более 20 просьб олигарха госбанкам, государству и иным субъектам.
Кстати
«Я вернул Ротшильдов в Россию», – заявил Натан Ротшильд в интервью газете «Ведомости» в 2010 году. По данным Forbes, после распада СССР этот влиятельный финансовый клан наладил отношения со многими российскими бизнесменами, в том числе с Михаилом Ходорковским. По данным Sunday Times, отец Натана лорд Джейкоб Ротшильд был попечителем пакета акций Ходорковского в ЮКОСе. Так же, как и Михаил Ходорковский, Джейкоб Ротшильд входил в число директоров зарегистрированной в Великобритании организации Open Russia Foundation («Открытая Россия»), которая занималась благотворительными проектами в сфере «образования, науки и культуры» не только на территории РФ, но и в странах Восточной Европы. На что именно были нацелены они, догадаться нетрудно. Большая беда контрастно высветила разницу между настоящими и поддельными «филантропами».