Два года условно вместо миллионных штрафов: почему государство покрывает криминальных врезчиков
На видеохостинге Youtube появилось расследование, в котором группа независимых журналистов прошла по следу криминальных группировок.
В июле 2016-го года в Жирновском районе Волгоградской области Владислав Нестеренко и Сергей Сазыкин пригнали цистерну к нефтепродуктопроводу компании АО «Ритэк» и через ранее сделанную врезку стали сливать дизельное топливо. Они успели перекачать в цистерну 11,1 тонны нефтепродукта на 142 тыс. рублей, когда их заметили сотрудники службы безопасности компании. В ноябре 2017-го Жирновский райсуд вынес им приговор – за «покушение на кражу» каждому дали по два года условно. Это решение осужденные пытались оспорить в волгоградском облсуде, но апелляционная инстанция оставила приговор без изменений.
В данном случае по счастливой случайности не произошло разлива топлива. Но по статистике в каждом 10-м случае попытка кражи топлива через незаконную врезку приводит к его разливу и загрязнению окружающей среды. По территории страны проходят свыше 68 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым транспортируется добываемая в России нефть и нефтепродукты. При повреждении стандартной трубы магистрального трубопровода диаметром 1,2 метра нефть или дизельное топливо, транспортируемое под давлением 45 атмосфер, может забить фонтаном с высотой до 50 метров (высота 16-этажного дома).
Каждый год на магистральных трубопроводах обнаруживается около трех сотен незаконных врезок с целью хищения топлива. В 2017 году было зафиксировано 289 незаконных врезок, в 2016 – 300. На устранение последствий врезок и организацию охраны трубопроводов госкомпания «Транснефть» тратит миллиарды рублей в год, преступники же отделываются малыми штрафами или условными сроками.
Колоссальный ущерб от криминальных врезок пока оплачивает государство. Вот один из показательных примеров. В июле 2016-го года в Подольском районе Подмосковья из-за криминальной врезки на землю вылилось 12 тонн солярки. Нефтепродукты попали в реку Раковка, где и удалось остановить разлив с помощью боновых заграждений. Последствия аварии устраняли 217 человек и 95 единиц техники, в том числе от МЧС России. Для сбора с поверхности воды пленки разлившегося топлива было откачано и утилизировано 500 кубометров воды. Пришлось удалить растительность и кустарники с загрязненной площади 41 тыс. кв. метров и зачистить 7 тыс. кв. метров береговой зоны. Ликвидация аварии обошлась в десятки миллионов бюджетных рублей.
Пока почти все врезки, и с разливом топлива, и без него, оплачиваются государством и государственными компаниями. Например, в 2016 году вследствие хищения нефтепродуктов ООО «Транснефть – Балтика» причинен ущерб в 46 млн рублей, а возмещено было всего 17 млн. Но даже когда возмещение ущерба возлагается на преступников, это происходит «странным» образом. Так, в 2012 году четверо злоумышленников организовали незаконную врезку на нефтепродуктопроводе «Транснефть – Балтика». Врезку обнаружили, но на время ремонта темп перекачки нефтепродуктов был снижен на 12 часов 43 минуты – прямой убыток компании в 3,9 млн рублей. Организаторов описанной выше кражи дизеля в Ленобласти суд обязал возместить ущерб в 3,9 млн рублей, но приговор был вынесен только в 2016 году Четыре года тянула правоохранительная система с возмещением ущерба преступниками, и еще неизвестно, удастся ли получить с них хотя бы половину суммы.
Гораздо «надежнее» представить виноватым в ущербе государственную компания. В Башкирии, к примеру, в марте 2015 года на магистрали «Салават-Уфа» по появившимся из-под снега пятнам топлива была обнаружена незаконная врезка. Утечка оказалась небольшой — загрязнённый грунт собрали и вывезли. А через месяц в апреле с талыми водами в ближайшие реки с садовых участков потекли нефтепродукты, скопившиеся рядом с домом, где топливные воры устроили криминальный цех. Росприроднадзор республики оценил ущерб экологии в 28 млн рублей и потребовал их с компании, управляющей трубопроводом. Суд в иске отказал, сославшись на отсутствие вины «Транснефть-Урал» и указав на то, что вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.
Это разумное решение суда опроверг… Верховный суд. 30 ноября 2017 года Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде». Документ, пояснили в суде, создан в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению такого вреда. П.8 Постановления говорит, что “владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод”. По мнению адвоката Любови Ивановой, прямое указание на взыскание ущерба с владельца трубопровода вызвано нашумевшими процессами 2017-го года по спорам о возмещении вреда со стороны «Транснефть-Сибирь» и «Лукойл-Пермь». В последнем деле «Лукойл» пытался оспорить возмещение вреда в связи с тем, что ущерб причинен третьими лицами, но не убедил этим суд в связи с тем, что «нефтепровод не выбывал из владения и относится к источникам повышенной опасности».
«Транснефть» неоднократно заявляла, что готова нести ответственность за ущерб от криминальных врезчиков, но просила предоставить компании права правоохранительных органов по задержанию преступников, возбуждению против них уголовных дел и расследованию обстоятельств преступления. Этих полномочий власть компании не дала и не собирается, как нет и планов вменять топливным ворам обязательную полную материальную ответственность за весь ущерб от криминальной врезки и давать им реальные сроки, а не «условные два года».
Нынешние мягкие приговоры только провоцируют топливных воров на новые «подвиги», которые чреваты новыми разливами нефти и дизельного топлива и огромным ущербом бюджету и окружающей среде.
Андрей Перков