Екатерина Ждань: в коллективе необходимо четко разграничивать работу и личные отношения
Смешанный трудовой коллектив – необходимый ресурс для динамичного развития любой компании. Мужчины и женщины давно работают вместе, бок о бок, а это значит, что рано или поздно они могут начать воспринимать друг друга не просто как коллег по работе, а именно как мужчин или женщин.
Взгляд на служебные романы в обществе двоякий. С одной стороны, что плохого в том, что коллеги влюбились друг в друга и начали отношения? Тем не менее, вероятность выяснения отношений и наличия взаимных обид существует, и, если коллеги работают в рамках одного подразделения, это может пагубно сказываться на результатах их трудовой деятельности.
С другой стороны, если чувства не взаимны, то постоянные намеки, заигрывания, а то и откровенные приставания могут существенно испортить отношения между сотрудниками и для кого-то из них сделать дальнейшее пребывание в данном коллективе невыносимым.
На Западе харрасмент давно стал наказуемым деянием, однако в России и законы, и общество относятся к подобному явлению куда либеральнее. Одна из главных проблем нашего общества заключается в том, что и у мужчин, и у женщин изначально не закладывается отношение к коллеге противоположного пола именно как к сотруднику, а не как к потенциальному объекту ухаживаний.
Что интересно, как правило, причиной возникновения совсем не рабочего интереса к коллеге чаще всего является именно его собственное поведение. Если не говорить о случаях откровенного приставания со стороны малоадекватных людей, то большинство ухаживаний не возникает на ровном месте: если человек дает понять, что ему ухаживания не интересны или, тем более, неприятны, то большая часть представителей противоположного пола вскоре их прекратит.
Например, со стороны женщин часто может иметь место неосознанная провокация: стремясь выглядеть «неотразимо» ради удовлетворения потребности во внимании, она, по сути, может провокативно одеваться и позволять с собой общаться через намеки. Такое поведение многими мужчинами может быть воспринято как руководство к более активным действиям. Естественно, что, когда потом мужчина получает отказ, он удивлен и может даже чувствовать себя оскорбленным, что имеет особые последствия, если он еще находится и на руководящей позиции.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо не давать повода для заигрываний: одеваться в деловом стиле, не допускать фривольностей в свой адрес, четко разграничивать работу и личные отношения и давать коллегам понять: на рабочем месте – вы квалифицированный сотрудник. Надо понимать, что большая часть служебных романов рано или поздно заканчивается, и, как правило, отнюдь не свадьбой, а работать в этом коллективе вы можете долго. Поэтому необходимо выстраивать максимально деловой стиль общения с коллегами противоположного пола.
Если вы замужем – тем более, демонстрируйте, что вы – примерная жена, которая не станет принимать приглашения на ужин от коллег мужского пола или посещать корпоративные праздники до поздней ночи, да еще и с ночевками. Большинство мужчин испытывает подсознательное уважение к замужним, ценящим свой брак женщинам, и нет никаких сомнений, что в этом случае какие-либо поползновения в ваш адрес прекратятся.
Если же среди коллег есть не совсем адекватные субъекты, не принимающие выстроенные вами границы и готовые их нарушить вне зависимости от вашей позиции, то есть смысл задуматься о смене места работы.
Екатерина Ждань, психолог