Комардина Ирина рассказала, как зарегистрировать товарный знак и с какими проблемами можно столкнуться, если это не сделать
В соответствии со ст.1477 ГК РФ товарный знак представляет собой уникальное обозначение продукции, которое позволяет потребителям отличать бренд от аналогичных товаров или услуг, а производителям – выделиться на рынке и создать узнаваемость.
Типы товарных знаков
Различают несколько разновидностей товарных знаков:
словесные наименования товара (буквенные) (например, «кока-кола», «самсунг» и т.д.);
изобразительные (картинка), это вид логотипа производителя, который может присутствовать на всей продукции, которую он производит.
комбинированные. Наиболее распространенный тип товарного знака в мире. Он представляет собой сочетание нескольких видов знаков, например, картинки и слова.
объемные, представляют собой оригинальную форму товара или его упаковку;
звуковые, чаще всего встречаются на радио и телевидении. По сути, это музыкальная заставка, которая ассоциируется с определенным продуктом;
цветовые. Относительно новый и, пожалуй, самый сложный в регистрации вид знака. Можно зарегистрировать как один цвет, так и сочетание цветов.
Среди необычных товарных знаков можно выделить такие виды, как: обонятельный, позиционный, изменяющийся и осязательный.
Ключевая задача товарного знака – повысить узнаваемость бренда и выделить его среди конкурентов. Производитель вправе использовать любые словесные, цифровые и графические сочетания.
Однако следует знать, что на государственном уровне запрещено использование отдельных элементов в составе товарного знака без специального разрешения соответствующих органов. К таким элементам могут относиться объекты культурного наследия народов РФ, объекты всемирного культурного или природного наследия, изображения культурных ценностей, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и др.), названия международных организаций и их отличительные знаки.
Кроме вышеуказанных оснований, обозначению могут отказать в регистрации, если оно:
вошло во всеобщее употребление как характеризующее определенный товар или услугу;
противоречит общественным интересам и принципам морали;
сходно с уже зарегистрированными товарными знаками или только заявленным на регистрацию обозначением.
Как зарегистрировать товарный знак
Принимая решение о создании собственного товарного знака, прежде всего следует убедиться, что у предполагаемого обозначения нет близких аналогов, т.е. сходных обозначений. Сделать это можно при помощи различных сервисов, имеющих доступ к данным Федерального института промышленной собственности (ФИПС) или непосредственно через запрос в указанную организацию. Также можно обратиться в организации, профессионально занимающиеся оказанием услуг по проверке и регистрации средств индивидуализации, где работают квалифицированные патентные поверенные. Если такой проверки не сделать, есть высокий риск получения отказа в регистрации.
Для успешной регистрации потребуется подготовить ряд документов:
письменную заявку на регистрацию;
конкретное обозначение будущего товарного знака, а также его описание в свободной формулировке;
максимально полный список товаров и услуг, которые будут реализовываться под данным брендом с обязательной классификацией согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Добавить дополнительные позиции после подачи заявки уже не получится, необходимо будет подать новую заявку.
Заявка направляется в Роспатент путем личного обращения, отправки почтовыми сервисами или в электронной форме через Госуслуги или через сервис сайта ФИПС.
Регистрация собственного бренда – процедура платная. При подаче заявки необходимо оплатить соответствующую патентную пошлину за экспертизу знака. Если все хорошо и вынесено решение о регистрации, Роспатент взимает вторую часть пошлины – за регистрацию знака и выдачу свидетельства.
После отправки заявления Роспатент в течение 1 месяца проверяет наличие всех документов и их соответствие законодательным нормам (формальная экспертиза). Если не выявлено никаких проблем, стартует детальная экспертиза (экспертиза по существу) на сходство с уже имеющимися брендами. Она может продлиться до 6 месяцев. (ст.1498–1499 ГК РФ).
Риски отсутствия зарегистрированного товарного знака
Если предприниматель всерьез заинтересован в развитии своего дела и хочет создать уникальный продукт, который будет выделяться на рынке, без регистрации товарного знака ему не обойтись. Если этого не сделать, в обозримом будущем возможно появление ряда проблем:
посторонний человек может зарегистрировать чужое обозначение на себя и шантажировать производителя, угрожая судебными исками и издержками. Как итог – утрата узнаваемого бренда и огромные финансовые потери;
вполне реальны ситуации, когда по незнанию производитель сам является нарушителем, поскольку использует наименование, сходное с уже имеющимся на рынке брендом. Правообладатель в любой момент вправе обратиться в суд и обязать нарушителя выплатить солидный штраф (до 5 млн рублей). Невольный нарушитель уже не сможет использовать данное обозначение в своей деятельности;
недобросовестные конкуренты могут воспользоваться отсутствием регистрации и создать товар-аналог, который по качественным характеристикам будет гораздо хуже. Как итог – утрата доверия потребителей, финансовые и репутационные потери;
крупные маркетплейсы не возьмут товар на реализацию, если на товарный знак отсутствуют документы, подтверждающие ваше право на его использование;
невозможно будет расширить бизнес через сеть франчайзи, поскольку ключевое условие франчайзинга – наличие права на товарный знак;
наличие сложностей при последующей продаже бизнеса.
Регистрация собственного товарного знака – это гарантия развития своего дела, создание уникального продукта, который будет выделяться на рынке и позволит завоевать как можно больше потребителей.
Руководитель направления регистрации товарных знаков патентного бюро GPG
Комардина Ирина Львовна