Корабелы России срывают госпрограмму инвестквот
30 марта этого года на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области произошло ЧП – строящийся траулер «Скорпион» опрокинулся, в результате чего погибло двое рабочих. После того, как региональное МЧС справилось с ситуацией и выровняло траулер, заказчик строительства судна – мурманская группа компаний «ФЭСТ» – отказался от приема судна. Об этом пишет «Комсомольская правда».
В группе пояснили, что такое решение принято по двум причинам. Во-первых, после ЧП на судне морская вода могла повредить дорогостоящее оборудование. Ситуация усложняется еще и тем, что под строительство двух судов – траулеров «Лев» и «Скорпион» – группа «ФЭСТ» оформила в «Альфа-Банке» кредит на 47 млн евро, который нужно погашать. Таким образом, рыбопромышленная компания осталась без траулеров, без денег, и без дополнительных квот, которые рассчитывала получить в рамках госпрограммы инвестквот в обмен на инвестиции в судостроительную отрасль.
Трагедия со «Скорпионом» – свежий, но отнюдь не единственный пример кризиса, который развивается сегодня в судостроительной отрасли. Набрав заказов на 172 млрд рублей, российские корабелы технически и административно не могут их освоить. Как рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков в ходе рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, за три года действия программы инвестквот вместо обещанных 53 судов, корабелы передали рыболовным компаниям всего 5 траулеров. Причем по некоторым проектам сдвиг сроков составляет от полугода до двух лет. Еще одна проблема в России – отсутствие необходимых мощностей для ремонта траулеров. Функционирующие сегодня 30 судоремонтных заводов покрывают всего 15% от потребностей в судоремонте.
Сейчас активно обсуждают новый этап программ инвестквот. Некоторые горячие головы не остудила даже авария на «Пелле»: они и дальше предлагают отдавать квоты под строительство больших суперсовременных судов на российских верфях. А может, стоит посмотреть немного в другую сторону – например, на создание современных перерабатывающих заводов на берегу. Под их строительство государство тоже выделяет квоты. Их возведено уже 22 из 25, и строятся они явно быстрее судов, сообщает Комсомольская Правда.