Мария Дерунова об учебе в кадровом резерве президента во время пандемии
В этот день ровно год назад был опубликован список призыва-2020 кадрового резерва президента. Всего в резерве 136 человек, и с каждым годом требования к претендентам становятся все строже. Как сообщает «Независимая газета», в 2020 году пройти жёсткий отбор смогли только 18 человек. Эксперты напрямую связывают усложнение требований с тем, что новые реалии требуют чиновников новой формации. О том, какими будут госуправленцы будущего журналист Татьяна Астафьева поговорила с самой молодой женщиной из кадрового резерва президента – Марией Деруновой.
– Мария, как именно проходит отбор в кадровый резерв? Это что – тесты, экзамены, какой-то определенный набор требований к кандидату?
— Отбор в кадровый резерв можно сравнить с конкурсом в самые рейтинговые вузы или наймом в лучшие компании мира. В обязательном порядке нужны рекомендации, затем – многоступенчатый отбор. За свою жизнь я много раз проходила самые разные программы обучения и отбора, но ничего подобного тому, что делает команда Президентского кадрового резерва, не встречала. Система оценки резерва – это не банковский скоринг, где тебя пытаются уместить в те или иные критерии, а многогранная и многослойная методика выявления твоих сильных и слабых сторон, анализ потенциала и предела личной эффективности. Поэтому здесь было все – от классических тестов на IQ и ассоциативных рядов до эссе о повышении эффективности госуправления и глубинных интервью с экспертами. Те, кто не справлялся, отсеивались.
– В чем суть обучения? Это, условно, МБА для чиновников?
— Не совсем так. Хотя безусловно, это и программы по госменеджменту, и по антикризису, и по повышению личной эффективности. Но главный акцент в обучении – на расширение личного потенциала и усиление твоих сильных сторон. И, конечно же, управление изменениями – это главный вызов и главная компетенция нового времени.
– Что стало для вас неожиданностью во время обучения?
– Мое обучение пришлось на пик пандемии, поэтому многое пошло не по плану – вместо зарубежной стажировки мы работаем в регионах России, многие лекции перешли в формат онлайн. Но именно в таком формате в полной мере проявилась роль внутренней мотивации. Ты можешь получить максимум из невыгодной ситуации только в том случае, если ты сам этого хочешь. Невозможно заставить человека выкладываться на все 100%, только он сам решает, насколько он готов работать здесь и сейчас. За это время я научилась очень важному навыку – автономной мотивации, умению включаться несмотря ни на что. Онлайн это или офлайн, начальник ты или рядовой специалист, принимаешь ты важное для всей страны решение или разруливаешь мелкие текущие задачи – ты должен каждый раз выдавать 100% своих возможностей. Сделать этот режим работы не бонусным, а базовым оказалось непросто, но это принципиально меняет твою картину мира.
– Женщин в кадровом резерве немного, вы самая молодая – мы можем назвать возраст, это не секрет?
— Не секрет.
– Итак, вам 36 лет, а вы уже чиновник со стажем и входите в число тех самых 136 «избранных». Где вы себя видите через 10 лет?
– Очевидно, что сегодня растёт спрос не на функции, а личностные и управленческие качества, которые делают из тебя универсала, Мы каждый день видим все больше примеров кадровых перемещений в высших эшелонах власти не по отраслевому, а по управленческому типу. На госслужбе как в армии – дана команда, и ты должен выполнять свою работу на том направлении, где тебе поручили.
О том же говорит и мой собственный опыт. В Минстрое России я начинала с ЖКХ, потом стала замдиректора департамента городской среды – хотя урбанистика лишь косвенно связана с жилищно-коммунальным хозяйством. Потом я запускала проект «Умный город» – а там уже и ЖКХ, и стратегия городского развития, и информационные технологии, и логистика – и ещё десяток компетенций. Все эти проекты были стартапами, то есть требовали от меня определенных менеджерских компетенций – от визионерства и поиска новых идей и новых решений до аккумулирования разных ресурсов и совершенно разных людей.
Совсем других компетенций потребовала от меня должность вице-губернатора Мурманской области. В части туризма, культуры, информационной и молодёжной политики важно было придать новый импульс, не разрушить сделанного и не потерять команду. Так на первый план вышел операционный менеджмент, аккуратное совершенствование процессов, управление и мотивация команды. Во время избирательной кампании приходилось много заниматься внутренней политикой – а это очень тонкая работа, требующая выдержки и навыка ювелирного качества коммуникаций.
Сейчас я работаю в экономблоке правительства Москвы, и это опять совершенно новое упражнение. Работа в одной из лучших команд страны, признанной на международном уровне, с амбициозными задачами и высочайшей скоростью принятия и реализации решений – чем не идеальный практикум для универсала из кадрового резерва президента?
А отвечая на ваш вопрос – с учётом отхода от отраслевого разделения и спроса на госуправленцев-универсалов, это может быть самая неожиданная должность и самая неожиданная отрасль. Спросите меня об этом через 10 лет. Думаю, мы обе удивимся.
Дерунова Мария Валерьевна родилась 1 апреля 1984 года в Калужской области. В 2006 году окончила Московский гуманитарно-экономический институт по специальности «Журналистика».
С 2008 по 2016 год работала в банковской сфере.
С 2016 года в Минстрое России занимала должность заместителя директора департамента городской среды, отвечая за координацию и реализацию информационной политики и международных проектов министерства в части жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды.
С 2018 года – администратор проекта «Умный город».
С апреля 2019 – вице-губернатор Мурманской области по вопросам информационной политики, культуры и туризма
С февраля 2020 года – первый заместитель начальника управления вице мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям
Увлекается сноубордом и кайтингом. Замужем, воспитывает дочь.