НМТП засудил Минтранс и Росморречфлот с капитаном порта
Арбитражный суд Москвы признал незаконным бездействие Минтранса и Росморречфлота в связи с действиями капитана порта Новороссийск Евгения Тузинкевича в отношении танкера «Пенелопа» в феврале-марте текущего года, сообщает «Коммерсант». Суд также признал незаконными действия капитана порта и ряд его распоряжений, касающихся движения и расстановки судов, в том числе связанные с «Пенелопой». Суд обязал Минтранс в течение 30 дней принять меры к устранению нарушений.
Представитель Минтранса отмечал на суде, что предъявленные к ведомству требования необоснованны, так как капитан по закону является самостоятельным должностным лицом.
О конфликте между НМТП и капитаном порта Новороссийск стало известно в конце февраля, когда советник президента «Транснефти» Игорь Демин рассказал о коллапсе на одном из нефтепродуктовых терминалов НМТП из-за «волюнтаристских действий капитана порта». В ожидании погрузки на рейде порта с начала февраля стояло четыре танкера, еще два ушли в другие порты, а на подъездных путях скопилось 2,4 тыс. цистерн (см. “Ъ” от 21 февраля). В «Транснефти» тогда уверяли, что цель действий капитана порта — обеспечить первоочередную отгрузку на танкер «Пенелопа», что не представлялось возможным «из-за отсутствия у представителей судовладельцев в порту оформленных документов на груз».
По иске НМТП утверждается, что капитан заставил пришвартовать танкер «Пенелопа» (47,5% принадлежит «Роснефти»), несмотря на отсутствие возможности загрузки, а прием остальных судов разрешил только после обработки танкера.
К ситуации были привлечены Минтранс, Росморречфлот, а также Генпрокуратура и ФСБ.
22 февраля Минтранс заявил, что погрузка пяти нефтетанкеров, застрявших в порту Новороссийска, может возобновиться в течение трех суток. В министерстве тогда уточняли, что проблема с погрузкой возникла в начале месяца и связана с «временным выводом владельцем (НМТП) причалов №26 и №27 из эксплуатации и недолжным взаимодействием операторов терминала с грузовладельцем и перевозчиком». Ситуация осложнилась «штормовыми условиями, сохраняющимися в течение недели», отмечали в Минтрансе. В начале марта «Пенелопа» покинула порт.
Первый иск в начале марте НМТП подал к Росморречфлоту и капитану порта Новороссийск. Но 16 марта суд вернул НМТП исковое заявление.
В конце марта суд зарегистрировал новый иск НМТП, ответчиками по которому выступили Минтранс, Росморречфлот и Евгений Тузинкевич. В качестве третьих лиц к делу были привлечены ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» и замкапитана порта Новороссийск Игорь Пушко. В заявлении НМТП настаивал на бездействии Минтранса, который не проконтролировал и не отменил ряд распоряжений, принятых должностным лицом Росморречфлота господином Тузинкевичем. В том числе стивидор указывал на ненадлежащий контроль со стороны министерства над выпущенными капитаном графиком расстановки и движения судов и правилами длительной стоянки. НМТП отмечал создание препятствий для работы в порту и незаконно возложенные капитаном обязанности по обслуживанию танкера «Пенелопа» без подтверждения со стороны НМТП на соответствующие операции.
Участники процесса могут подать апелляцию на решение суда.