«Росатомфлот» и «Норникель» упрочили партнерство новым долгосрочным контрактом
Надежность и полное доверие в сотрудничестве горно-металлургической компании и ФРУП «Атомфлот» (входит в группу компаний «Росатом») позволяют этим стратегическим партнерам заглянуть не просто далеко, а почти на 20 и даже 30 лет вперед. Сегодня, на площадках форума «Арктика: настоящее и будущее», представители сторон подписали договор на оказание универсальным атомным ледоколом «Сибирь» проекта 22220 услуг по обеспечению судоходства по Северному морскому пути. Срок действия соглашения — с 1 января 2023 года по 31 декабря 2041 года, с перспективой продления до окончания 2051 года.
Для «Норильского никеля» пополнение и обновление ледокольного флота имеет стратегическое значение: каждый год арктические суда компании перевозят по Северному морскому пути более полутора миллионов тонн грузов, объем морских перевозок ГМК неуклонно растет — как и нагрузка на порт Дудинка. Не удивительно, что руководством «Норникеля» было принято решение о дополнительном инвестировании в портовые мощности и арктический флот более 2 трлн рублей. Ранее ГМК уже заключила соглашение с «Росатомом» на создание нового ледокола. А сегодня давние партнеры подписали 19-летний контракт на оказание «Норникелю» услуг атомохода проекта 22220.
Проект 22220 – это новые универсальные атомные двухосадочные ледоколы, самые большие и мощные в мире. Их строительством занимаются российские верфи по заказу «Росатома». В настоящий момент четыре ледокола этой серии (в том числе, «Сибирь») уже спущены на воду и успешно эксплуатируются. Компания «Норникель» пользуется услугами «Сибири» с начала 2022 года и уже успела убедиться в его исключительных технических характеристиках, большой мощности и высокой проходимости. Этот атомоход станет третьим по счету ледоколом (после атомного «Таймыра» и дизельного «Адмирала Макарова»), привлеченным для обслуживания транспортного флота «Норникеля». «Наши многолетние партнеры высоко оценили эффективность работы атомного ледокола «Сибирь» на реке Енисей. Атомоход проекта 22220 продемонстрировал готовность обеспечить эффективную транспортную систему по доставке продукции горно-металлургической компании. Отмечу, что при заинтересованности «Норникеля» данный договор может быть продлен на два последовательных периода продолжительностью до пяти лет каждый», — отметил во время подписания соглашения и.о. руководителя «Атомфлота» Леонид Ирлица.
Российский горно-металлургический гигант, будучи крупнейшим хозяйствующим резидентом в Арктике, активно использует возможности Севморпути и планирует постепенно наращивать объемы грузооборота на этом направлении. Так что для компании, которая в силу короткого периода безледокольной навигации остро нуждается в специализированных ледокольных услугах, сегодняшнее соглашение с «Атомфлотом» очень значимо. «Привлечение дополнительных ледокольных мощностей необходимо «Норникелю» из-за существенного увеличения грузопотока в Норильский промышленный район. Рост связан с реализацией целого ряда инвестиционных проектов «Норникеля» и других компаний на Таймыре, а также со стартом программы масштабной реновации Норильска. Чтобы выполнить эти задачи, мы уже расширили нашу логистическую инфраструктуру. Так, количество рейсов в прошлую зимнюю навигацию через Дудинку увеличилось на 75%, а объем грузов вырос на 40% по сравнению со средними показателями предыдущих лет. Долгосрочный контракт с «Атомфлотом» и привлечение нового ледокола проекта 22220 на постоянной основе обеспечит ритмичную доставку грузов в Норильск и станет залогом успешного выполнения наших стратегических проектов», — прокомментировал договор руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий.
Напомним, пополнение российского флота атомных ледоколов имеет важное значение для дальнейшего развития судоходства по Северному морскому пути, одному из наиболее перспективных глобальных транспортных коридоров. Активное использование этой транспортной артерии позволит России наладить эффективные логистические маршруты, полнее раскрыть свой экспортный потенциал. Кроме того, развитие СМП, безусловно, наилучшим образом скажется на комплексном развитии арктического и дальневосточного регионов страны. Заинтересован в этом и «Норникель». ГМК — один из первых и наиболее крупных пользователей услуг российского атомного флота. Ледокольные проводки транспортных судов, перевозивших грузы Норильского горно-металлургического комбината, ведут свое начало со дня приемки в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин» в 1960 году. За почти 60 лет компания при помощи атомного ледокольного флота перевезла более 40 млн тонн грузов.