Представлены результаты опроса European Communication Monitor 2021

IT 08:54 26 мая 2021

На стартовом мероприятии, организованном Европейской ассоциацией директоров по коммуникациям (EACD), были представлены результаты опроса European Communication Monitor 2021. Отчет по крупнейшему в мире опросу специалистов в области коммуникаций этого года был основан на результатах опроса 2644 специалистов в области коммуникаций из 46 европейских стран, и предоставляет ценную информацию о корпоративных коммуникациях и связях с общественностью.

Наряду с цифровой трансформацией коммуникаций, которая стала ведущей темой отчета, в исследовании изучается вопрос использования видеоконференций для коммуникации с заинтересованными сторонами, а также изменение роли коммуникаторов и их помощь в создании ценности для своих организаций или клиентов. Зарплаты, ключевые стратегические вопросы и характеристики наиболее эффективных отделов по коммуникациям — все эти вопросы были подробно исследованы и детально проанализированы для 22 стран. Строгий отбор участников, уникальная исследовательская база, основанная на общепризнанных теориях, и статистический анализ, отвечающий академическим стандартам, являются ключевыми особенностями исследования, которое в очередной раз было проведено и поддержано командой известных профессоров по коммуникации из университетов разных европейских стран.

Профессор Ансгар Зерфасс, ведущий исследователь и профессор кафедры в Лейпцигском университете, рассказал следующее: «Лидеры в сфере коммуникации уже смотрят вперед — в период после окончания пандемии. Мы не увидим ни возврата к старому порядку вещей, ни так называемой «новой нормальности», отражающей ту ситуацию, которую мы наблюдаем сегодня. Вместо этого мы увидим, скорее, преобразование способов коммуникации через из цифровизацию на разных уровнях и усиление необходимости показать ее вклад в создание ценности. Коммуникаторам стоит знать об основных трудностях, с которыми им предстоит столкнуться, и увеличивать свой вклад в развитие организации, принимая на себя новые роли.»

Ким Ларсен, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций брендов Группы Danske Bank и президент Европейской ассоциации директоров по коммуникациям, добавил: «Перемены — это постоянный процесс, и коммуникаторам необходимо уметь адаптироваться к новым условиям по мере того, как мир переходит от кризиса к восстановлению. Цифровая трансформация коммуникаций помогает решить эти проблемы. Нам необходимо укреплять свои возможности по интеграции программного обеспечения в рабочие процессы и использовать цифровые инструменты для работы в командах и взаимодействия с заинтересованными сторонами. Перемены всегда сопровождаются множеством возможностей. Результаты опроса European Communication Monitor (ECM) этого года помогают задуматься о некоторых из них.»

CommTech и цифровая инфраструктура

Результаты 15-го опроса European Communication Monitor свидетельствуют о том, что внедрение программного обеспечения и цифровых инструментов является необходимостью и в то же время огромной проблемой. Подавляющее большинство практикующих специалистов по всей Европе подчеркивают важность цифровизации инструментов коммуникаций с заинтересованными сторонами (87,7 %) и создания цифровой инфраструктуры для поддержания внутренних рабочих процессов (83,9 %).

Однако нынешний уровень цифровой зрелости зачастую разочаровывает. Три из четырех департаментов и агентств по коммуникации имеют достаточный опыт в использовании внешних цифровых платформ для коммуникации с заинтересованными сторонами и предоставлении платформ для совместной работы членам своих команд. Но лишь незначительную их часть можно считать достаточно зрелыми в развитии, когда речь заходит о предоставлении цифровых инструментов для поддержания процессов, специфичных для коммуникаций, например, управление цифровыми активами. В целом, цифровая зрелость существенно различается в разных типах организаций: частные компании явно опережают остальных, а государственные организации значительно отстают.

Видеоконференцсвязь для общения с заинтересованными сторонами

Пандемия, по сути, вынудила многих коммуникаторов в большинстве случаев обращаться к видеоконференциям. Актуальным остается вопрос об их применении в «пост-ковидном» мире. Интересно, что в то время как большинство опрошенных также ожидают значительного давления внутри своих организаций в пользу продолжения использования видеоконференций (73,5 %), меньшее число респондентов считает, что их организация предложит постоянную поддержку таких форматов (62,0 %). Это сигнализирует о возможных примечательных противоречиях в будущем между необходимостью учитывать существующие практики, предпочтения и ожидания заинтересованных сторон, и потребностью в обеспечении поддержки и соответствия требованиям на организационном уровне.

По результатам исследования можно предположить, что видеоконференции останутся с нами и в будущем. Трое из четырех практикующих специалистов намерены использовать этот способ для коммуникации с заинтересованными лицами и после окончания пандемии. Однако сравнение по странам показывает поразительные и весьма существенные различия в процессах принятия этой технологии по всему континенту, а также существенно меньшее ее одобрение в Восточной и Юго-Восточной Европе.

Будущие роли специалистов по коммуникациям

Перед коммуникаторами стоит широкий спектр задач — от согласования коммуникационных стратегий и управления командами или департаментами до обучения сотрудников профессиональной коммуникации и консультирования топ-менеджеров по вопросам принятия решений. Результаты говорят о том, что в процессе своей ежедневной работы все респонденты принимают на себя разные роли. Если исходить из системы пяти ролей, традиционная роль коммуникатора широко используется самой большой частью опрошенных профессионалов (42,8 %), за ней следует роль менеджера (31,1 %), в то время как меньшее количество респондентов проводят значительную часть своего рабочего времени в качестве наставника (27,7 %), советника (26,2 %) или амбассадора (23,7 %).

Более половины опрошенных практикующих специалистов ожидает, что функционал наставника и советника в их деятельности увеличится в течение следующих трех лет. При этом, обе этих роли часто выполняются одновременно. Коммуникаторы, выполняющие роль консультантов, чаще всего консультируют топ-менеджеров или руководителей других отделов по вопросам принятия стратегических бизнес-решений. Такие консультанты часто имеют более 10 лет профессионального опыта и специализированную подготовку по концепциям управления и принятию стратегических решений.