Владимир Дёмин: кризис усиливает цифровизацию, что положительно сказывается на бизнесе и экономике
За прошедшие несколько лет мир захватила волна разрушающих (disruptive) технологий, которые превратили большинство конференций и корпоративных стратегий в полуфантастические действа. Евангелисты технологий соревновались в смелости отрисовки нашего близкого будущего, фокусируясь на весьма пугающих изменениях. Кто же знал, что очень скоро это произойдет!
Как часто происходит с планами человека, господь располагает по-другому, поэтому технологии замещают привычные процессы, зайдя совсем с другой стороны. Если буквально месяц назад совещание в zoom считалось эпатажной выходкой стартаперов, то сегодня спешно средства удаленной коммуникации осваивают все виды бизнесов без исключения. Личные контакты – уже роскошь. Без удаленного режима, похоже, не выжить.
О развитии данного направления и технических возможностях, которые появились у граждан на фоне кризиса 2020 года, далее в материале.
Цифровизация как драйвер экономики
Курс на цифровизацию меняет привычный уклад ведения бизнеса и взаимодействия сторон. Перемены при этом носят позитивный характер, поскольку с их помощью зачастую расширяется доступный функционал – то, что было невозможно в офлайне, становится реальным в онлайн-пространстве. Реальные результаты можно заметить сразу. Вот что заметили мы в работе нашей компании:
- Повышение скорости работ. Уход от необходимости физического присутствия в момент получения услуги существенно сокращает время, необходимое для совершения операции. При этом работа в данном формате подразумевает задействование только оцифрованной информации, что позволяет сократить время взаимодействия, улучшая пользовательский опыт.
- Рост качества. Цифровой формат взаимодействия упрощает процесс коммуникации сторон. Пользователь может получить необходимую для уточнения деталей информацию, устранив тем самым возможные ошибки. Подготовка любого формализованного контента существенно улучшает качество такого же контента, разработанного на офлайн-совещании.
- Увеличение пропускной способности компании. Снижение временных затрат с параллельным ростом качества позволяют обслуживать большее количество пользователей. Как итог – уровень дохода может демонстрировать позитивную динамику.
- В случае работы с сотрудниками или партнерами, говорящими на разных языках, вынужденная формализация контента на общем (например, английском) языке ускоряет достижение консенсуса и уменьшает go-to-market многократно. Бесплатным бонусом добавляется улучшение общих языковых навыков всех участников процесса.
Совокупность преимуществ, которые открывает цифровизация, позитивно влияет на скорость развития бизнес-сектора, государственных и прочих организаций. Результатом работы в данном направлении становится рост экономики.
Примечательно, что в октябре 2019 года правительство России включило цифровизацию в план стратегии экономического роста страны.
В 2019 году цифровизация стала вторым по объемам финансирования направлением среди федеральных проектов.
Примечательно, что цифровизация может также повлиять на работу госаппарата. По мнению главы Счетной палаты России Алексея Кудрина, развитие данного направления может привести к сокращению количества чиновников на треть.
Новые возможности
Цифровизация открыла перед участниками рынка массу новых возможностей, включая дистанционное предоставление услуг. Одним из инструментов для организации работы на расстоянии стала биометрия. Сбор «слепков» лица и голоса в России ведется с 2018 года.
При помощи биометрии граждане могут получить ряд услуг, включая открытие счета в банке и оформление страховки. Впрочем, у цифровизации есть и обратная сторона – многие граждане не доверяют новым технологиям. В том числе, опасения вызывает угроза хищения биометрических данных, которые, в отличие от паролей, невозможно изменить.
По данным ВТБ, несмотря на продолжительную работу по сбору биометрии, по состоянию на апрель 2020 года в базе хранится лишь порядка 130 тысяч «слепков» лица и голоса россиян.
Как крупные компании осуществляют переход в онлайн
Одной из первых компаний, сделавших ставку на онлайн, стал Тинькофф Банк. Финансовая организация отказалась от физических офисов, переведя сотрудников на удаленную работу. Представленный формат позволил компании снизить расходы на аренду, ускорив пропускную способность в области обработки заявок.
На фоне пандемии 2020 и всеобщего карантина работающие в офлайн-формате организации были вынуждены воспользоваться опытом Тинькофф, чтобы выжить. Нам удалось побеседовать с сотрудницей крупнейшей транснациональной энергетической компании, в стенах которой «сбываются мечты».
Имя собеседницы, как и точное название организации, по ее просьбе, мы не публикуем. Вот как она описала действия руководства компании:
«Вначале нас перевели на удаленную работу. Часть сотрудников забрали компьютеры из кабинетов домой. Многим пришлось работать через собственные устройства. Через неделю работы в подобном формате нас стали возвращать в офисы. Эксперимент не удался».
Многим организациям все же удалось наладить дистанционную работу. В настоящий момент в сети можно найти даже онлайн-парикмахеров.
Вероятно, после карантина и стабилизации финансовой ситуации многие появившиеся в это непростое время услуги останутся.
Подводим итоги
Таким образом, в период кризиса 2020 года цифровизация на фоне пандемии приобрела неожиданный формат. Многие представители бизнеса, предполагающего физическую форму, были вынуждены подстроиться под новые реалии. В результате кризис позитивно отразился на уровне цифровизации в России и мире, и можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время мы станем свидетелями бурной перестройки большинства традиционных бизнесов в цифровую среду.
Владимир Игоревич Дёмин — российский ученый, инноватор и изобретатель в области IT, CEO HUOBI RUSSIA