Комитет имущественных отношений Санкт-Петербруга отпугивает инвесторов
Рядовому туристу, приезжающему в Санкт-Петербург погостить, может быть совершенно невдомёк, что за блеском витрин и величественными фасадами дореволюционных зданий скрываются серьёзные структурные и финансовые проблемы. С приходом к власти новой администрации город начал стремительно катиться в долговую яму: доходы консолидированного бюджета сократились с 38% в год до символических 3%, а дефицит бюджета возрос более чем на 20% и в 2017 году грозится пробить уровень в 70 миллиардов рублей – рекордная цифра за последние 15 лет, сообщают СМИ.
По новым требованиям Минфина, дефицит региональных бюджетов не должен превышать 10%. Для Санкт-Петербурга эта сумма будет составлять52 млрд рублей (при ожидаемых доходах в 520 млрд). Очевидно, что Смольный в эти рамки не укладывается, поэтому в текущем году было принято решение выпустить облигации на сумму 40-45 млрд рублей.
Разумеется, подобные финансовые затруднения не могли не сказаться на жизни города и его жителей. Пытаясь закрыть «дыры» в бюджете, администрация города урезает одну статью расходов за другой, не щадя в том числе и социальную сферу: образование, здравоохранение, инфраструктуру, и одну из наиболее болезненных для Петербурга проблем – расселение коммунальных квартир.
Несмотря на то, что в городе до сих пор остаются нерасселенными 88 тыс. коммунальных квартир, в которых проживают 274 тыс. семей, Смольный на протяжении нескольких лет планомерно урезает финансирование целевой программы «Расселение коммунальных квартир». В 2015 году размер субсидий на расселение коммуналок сократили с 10 млрд. 211 млн. рублей до 3 млрд. рублей. В 2016 планировалось выделить на расселение 10 млрд. 718 млн. рублей, но в итоге сократили эту статью расходов до тех же 3 млрд. При этом петербуржцы вынуждены десятилетиями стоять в очереди на расселение.
Страдает из-за нехватки средств и программа развития долгосрочного жилищного кредитования. В 2017 году на неё предполагалось выделить из городского бюджета 1,45 млрд. рублей, но последние корректировки бюджета сократили эту сумму почти в пять раз. В бюджете на 2017 год финансирование программы запланировано лишь в размере 300 млн. рублей.Аналогичная ситуация и с целевой программой «Молодежи – доступное жилье». В 2017 году планировалось профинансировать ее в объеме 2,321 млрд. рублей, однако в бюджете на текущий год зафиксированы расходы в размере 1,561 млрд. рублей.
Таково на данный момент положение дел в жилищной сфере. В Смольном пытаются сокращать расходы, но при этом совершенно не задумываются об увеличении доходов. И то, что Северная столица ежегодно возглавляет списки самых популярных туристических направлений, дела совершенно не меняет. Для того, чтобы туристическая отрасль приносила прибыль, необходимо вкладываться в инфраструктуру и строительство. Множество инвесторов готовы этим заниматься, однако их стремления упираются в преграду в виде Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Данная организация возникла в 2015 году на базе реформированного Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ). Реформу едва ли можно назвать удачной, если учесть, что проблемы с получением необходимых документов у малого и среднего бизнеса начались практически сразу же. Петербургские предприниматели в один голос заявляют, что работа КИО полностью парализована, а чиновники лишь имитируют трудовую деятельность, затягивая принятие решений в отдельных случаях годы, будто бы намеренно саботируя пополнение казны за счёт инвестиций.
О каких инвестициях может идти речь, если большинство предпринимателей вынуждены вести дела с Комитетом исключительно через суд. На днях стало известно, что группа компаний ЛСР выиграла суд у КИО по делу о приватизации арендуемого компанией санатория «Дюны», находящегося в Курортном районе. На протяжении трёх лет ЛСР был вынужден добиваться от Комитета решения по своей заявке, но чиновники упорно игнорировали все обращения предпринимателей. В итоге бездействие чиновников обошлось городу в 750 млн. рублей недополученных инвестиций.
Другой девелопер, ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг», 8 сентября 2017 года выиграл суд у КИО по аналогичному поводу. В 2011 году «КМиК» заключил с городом договораренды земельного участка на инвестиционных условиях с целью строительства медико-реабилитационного центра с пансионатом в Приморском районе Санкт-Петербурга. 31 августа 2015 годакомпания выполнила все обязательства по данному договору, построенные объекты недвижимости были сданы госкомиссии и введены в эксплуатацию. Инвестор обратился в КИО с заявлением о предоставлении застроенного земельного участка в аренду.
Вопреки тому, что законодательство отводит на принятие решения не более 30 дней, в установленный срок Комитет не дал никакого ответа. На повторное обращение со стороны «Конкорда» чиновники также ответили молчанием. Более того, когда инвестор обратился в арбитражный суд Петербурга для защиты своих прав, представители Комитета имущественных отношений не посчитали нужным явиться на заседание и предоставить хоть какое-то обоснование своего бездействия. Учтя все обстоятельства, суд встал на сторону истца и 8 сентября 2017 года признал бездействие Комитета незаконным, удовлетворив требования застройщика в полной мере.
И в качестве завершающего аккорда – вынесенное председателю комитета Михаилу Мокрецову 13-страничное представление городской прокуратуры, касающееся работы Комитета имущественных отношений. Документ содержит подробный анализ нарушений со стороны чиновников, в частности в нём имеется указание прокуратуры на то, что субаренда торговых павильонов, запрещаемая КИО, в соответствии с федеральным законодательством является абсолютно законной.
Как мы видим, подобный формат работы КИО уже вошел в систему. В то время как его сотрудники бездействуют и боятся брать на себя ответственность, предприниматели Санкт-Петербурга вынуждены выполнять за Комитет его работу. Мало того, что они самостоятельно готовят все необходимые документы, заказывают расчет стоимости арендной платы в ГУП ГУИОН, но и в итоге оказываются вынуждены по нескольку лет отстаивать свои права в суде.
Становится совершенно очевидно, что реформа КУГИ 2015 года была неудачной. Комитет имущественных отношений, в теории призванный облегчить взаимодействие предпринимателей с городом, на практике лишь усложняет его, что в свою очередь приводит к ухудшению инвестиционного климата и ещё большему обеднению казны.