ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЛИЧНЫХ МУЗЫКАНТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть в высокой степени культурным человеком
Карл Маркс
Говоря об уличных исполнителях, мы понимаем музыкантов, играющих в людных местах — на улице, в переходе, общественном транспорте. Результат их творческой деятельности не только удовольствие, но и заработок. Отличие от профессионально организованных шоу, выступления уличных артистов не требуют фиксированной платы. Денежное вознаграждение дается зрителями/слушателями добровольно в качестве благодарности или поощрения. Деятельность музыкантов с правовой точки зрения расценивается как свободное творчество. В России уличная игра не запрещена, но и не легализована. В отличие от стран, где данная деятельность прописана законом. Примечателен опыт Германии. Так, с 2007 года в Мюнхене уличные артисты обязаны пройти специальный отбор перед выступлением. Ежедневно здесь выдается 10 лицензий — пять исполнителей могут играть до обеда, другие пять — после. Стоимость одного документа — 10 евро. Возвращаясь, к России, стоит отметить, что вопрос о легализации деятельности уличных артистов поднимался не раз. В 2015 году глава комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов выступил с инициативой узаконить уличную игру, ввести патенты и определить конкретные места для выступлений. Инициатива была принята во внимание и на сегодняшний день столичным музыкантам выделено 15 площадок для творчества, ими стали станции метро «Арбатская», «Воробьевы горы», «Выставочная», «Достоевская», «Китай-город», «Курская», «Лермонтовский проспект», «Маяковская», «Полянка», «Трубная» и проходы между станциями: «Боровицкая» — «Библиотека им. Ленина», «Театральная» — «Охотный Ряд», «Театральная» — «Площадь Революции» и «Трубная» — «Цветной бульвар». Кроме того, разрабатываются правила отбора музыкантов и непосредственно самой игры. «Предполагается, что музыка в метро будет звучать с 10.00 до 17.00 и с 20.00 до 22.00. При этом музыкант сможет выступать на одной точке не более двух часов в день. И он не может играть одну и ту же мелодию. Однако он может переходить с площадки на площадку. Эти переходы тоже регламентированы — в день исполнитель сможет обойти не больше трех площадок. Места для музыкантов будут оригинально оформлены и помечены яркими напольными стикерами. И, что важно, за аренду площадок артисты не должны будут платить», — сообщает «Российская газета».
Новость о возможной легализации уличных музыкантов вызвала неоднозначную реакцию общественности. Стоит отметить, что общественное мнение со временем разбилось на два лагеря: «за» и «против» импровизированных выступлений. Последние нередко выражают свое недовольство коллективными жалобами, заявлениями о нарушении общественного порядка и требованиями ликвидировать «попрошайничество». За редким исключением подобные жалобы получают ответ. В большинстве своем уличные музыканты не нарушают общественный порядок, не играют в ночное время и не превышают дозволенный уровень шума. Что касается «попрошайничества», то это не относится к артистам, не исключая уличных.
Такое явление, как попрошайничество представляет собой активное прошение у незнакомых людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством. До распада Советского союза попрошайничество считалось формой паразитизма и было уголовно наказуемо. Сегодняшняя Россия не имеет закона, запрещающего попрошайничество. Это явление упоминается лишь в статье 20.1 КоАП РФ как мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако если фигурируют несовершеннолетние, то это прописано в статье 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий». Так же, имеет место быть статья 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Это касается, например, женщины, просящую милостыню с грудным ребенком на руках.
Как мы видим, ни одна из вышеуказанных статей не запрещает играть на музыкальных инструментах, петь или танцевать в общественных местах. Если же в процесс не вовлечены дети, не достигшие восемнадцати лет.
Рассмотрев деятельность уличных музыкантов с правовой стороны, хотелось бы остановится на экономической.
Неотъемлемый атрибут любого уличного артиста – чехол от инструмента, коробка или шапка, которую зачастую носит напарник, называемый «аскер». По окончании игры вырученные средства разделяются между участниками. Очевидно, что данный заработок не облагается налогом, так как не является официальным. Подобная деятельность не описана ни в одном официальном документе, её финансовая составляющая неизвестна. В конечном итоге, мы имеем услугу, которую систематически предоставляют, и так же систематическую оплату за эту услугу. Под данное описание точно подходит термин «предпринимательство» или «предпринимательская деятельность». Предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд, как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества. В большинстве стран для начала бизнеса или предпринимательской деятельности необходимо пройти официальную регистрацию в государственных органах и создать свое предприятие. В России это ИП, ООО, ЗАО, ОАО и прочее.
Таким образом, имея условия: систематическое получение прибыли от систематического производства услуг с использованием имущества, нематериальных активов и труда, можно вывести, что музыканты занимаются предпринимательской деятельностью. Однако предпринимательство это незаконное, так как не имеет лицензии, разрешения, не оплачиваются налоги с прибыли. Этот вопрос регулируется статьей 14.1 КОАП РФ. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»
Статья 171 УК РФ. «Незаконное предпринимательство». Однако стоит принять во внимание часть 1 статьи 171 УК РФ, которая гласит «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев».
Рассмотрим перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Он строго определен в пункте 1 статьи 12 ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ни одна из представленных видов деятельности не является даже родственной по отношению к уличному творчеству. Следовательно, данная деятельность не является обязательной для лицензировании, а значит, не нарушает закон, а именно статью 171 УК РФ и статью 14.1 КоАП РФ.
Как мы видим, деятельность уличных артистов не нарушает ни правовую, ни экономическую букву закона. Единственное, за что могут зацепиться противники бульварного творчества – упомянутая ранее статья 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Однако эта статья представляет угрозу для музыкантов лишь в том случае, когда в правоохранительные органы поступает соответствующее заявление о нарушении общественного порядка. Которое, как и было сказано, редко когда принимается во внимание по причине того, что в большинстве случаев уличные артисты не нарушают общественный порядок, а занимаются творчеством, тем самым поддерживают его, находя признание со стороны общественности. Подтверждением тому служат остановившиеся прохожие, обращающие внимание на музыкантов и поддерживающие их финансово в благодарность за позитив и эстетическое удовольствие. Обращая внимание, что уличные музыканты являются в первую очередь творческими людьми, профессионально занимающимися своим делом и несущие искусство в массы, стоит напомнить об особом отношении нашего государства к культуре. Так, 2014 год был в России «Годом культуры». Кроме того, существует «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. В 7 разделе которого делается акцент на культуре. Культура здесь как один из стратегических факторов обеспечения национальной безопасности в сфере культуры. В задачи входит расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.
Так как уличные артисты так же являются элементами культуры, как и профессиональные музыканты, дающие платные концерты, то все существующие положения о культуре распределяются на всех, кто, так или иначе, имеет принадлежность к этой сфере. Бульварная музыка – есть проявление культуры, а ее исполнители несут эту культуру в массы.
Творческая деятельность уличных музыкантов имеет свои правила и порядки. Существуют импровизированные клубы, члены которых подчиняются принятым нормам. Я уличный музыкант. Я, как и большинство моих коллег, за полную легализацию нашего вида деятельности. Мы готовы официально зарегистрироваться в соответствующих органах и пройти все нужные процедуры лицензирования. А именно: регистрация физического лица, соблюдение установленных законом правил, отчисление либо фиксированной, либо процентной (то есть части заработка) суммы в качестве налоговых отчислений.
Деятельность уличного музыканта – труд, на который, в соответствии с Конституцией РФ, каждый имеет право. Любой труд должен оплачиваться. Уличные музыканты не берут фиксированной платы, кроме того, они не используют никакие материальные ресурсы, кроме собственных способностей и личного инструмента. Они не нарушают общественный порядок и не пользуются никакими привилегиями – если игра в транспорте, но оплата производится наравне со всеми пассажирами. Если вход в парк необходимо оплатить, музыкант не станет проходить бесплатно, прикрываясь тем, что он направляется «на работу». Артисты не требуют социальной поддержки или начисления пенсии. Многие уличные музыканты официально трудоустроены, не числятся на бирже труда, а значит не получают пособие по безработице. Творчество бульварных артистов направлена не что иное, как проявление творческих способностей, способ самореализации и популяризация культуры среди народа. В благодарность за это слушатели оказывают финансовую поддержку, чаще всего в виде монет 5,10 рублей. Из этого складывается заработок уличного музыканта. Никакого вреда экономике данная деятельность не несет. Что касается, правового аспекта, будь то нарушение общественного порядка или распитие спиртных напитков, никакого прямого отношения к такому явлению, как уличная музыка, он не имеет. Он вида деятельности сущность человека не зависит. Личное дело каждого –соблюдать общепринятые нормы или нарушать их, отдавая себе отчёт, что это наказуемо. Музыканты, хоть и уличные, будучи представителями культуры, стараются вести себя подобающе. Они понимают, что их поведение диктует то, как общество будет относиться к их деятельности, а от этого напрямую зависит экономическая составляющая выполняемого труда.
Автор: Семен Черников