ResearchView: Обзор ситуации на рынке инвестиций в российскую и зарубежную недвижимость
В октябре – ноябре 2021 года исследовательским агентством ResearchView было проведено качественное исследование для выявления отношения высокодоходной аудитории к инвестициям в недвижимость в России и за рубежом.
В ходе исследования были рассмотрены вопросы о том, насколько интересным инструментом для высокодоходной аудитории остается люксовая недвижимость в сравнении с другими способами сохранения и преумножения капитала, какой уровень в целом они могут рассматривать, и какая мотивация и планируемое использование объекта недвижимости стоит за таким выбором.
Сейчас инвестиции в недвижимость – это по-прежнему один из консервативных, надежных и удобных вариантов вложений для “высокодоходников”. В периоды нестабильности они максимально заинтересованы в низкорисковых вложениях с гарантированной доходностью, хоть и небольшой. Некоторые респонденты сравнивают «стратегическую правильность» покупки недвижимости с инвестициями в себя, с вложениями в здоровье и образование родных и близких.
Затрагивая покупку объекта в России или странах СНГ, покупатель обычно хорошо представляет, какую прибыль и в какие сроки он получит от последующей перепродажи или аренды.
Пандемия и курс на внутренний туризм простимулировали рост привлекательности «домашних» объектов – по крайней мере, в ситуации продолжающегося роста цен на жилье, опережающего инфляцию. Это позволяет рассматривать отечественную недвижимость, в том числе как вариант среднесрочных вложений, особенно если речь идет о перспективных локациях.
Еще одним аргументом «за» отечественную недвижимость является хорошее знание своей целевой аудитории и ее потребностей – обеспеченным покупателям проще ориентироваться на собственные представления о востребованных локациях, актуальном стиле и уровне отделки, необходимом наборе сервисных услуг.
Таким образом, доступность, финансовая прогнозируемость и легкость реализации принципа «know your customer» – несомненные драйверы в пользу покупки недвижимости в пределах России и СНГ.
Несмотря на имеющийся опыт покупки недвижимости (включая иностранную) у некоторых участников исследования, их глубина понимания иностранного рынка все еще существенно уступает опыту на родине. Интерес к тому или иному зарубежному объекту недвижимости часто возникает спонтанно: идея приходит из ближнего круга – от друзей и родственников, совершивших покупку ранее, и «прорекламировавших» локацию или преимущества конкретного объекта.
В отличие от покупки объекта в России или странах СНГ, у отечественного покупателя зарубежной недвижимости нет глубокого знания конечного клиента и его потребностей на местном рынке. Инвесторы в заграничную недвижимость хотят совместить «приятное с полезным» – ищут компромисс между выгодой и возможностью использовать объект в личных целях. Причем выгода не обязательно ассоциируется с прямым доходом от аренды или перепродажи, поскольку для респондентов не менее значима возможность останавливаться в собственных апартаментах при выезде на заграничный отдых, и таким образом, сэкономить значительные средства, рассчитанные на отель класса люкс. Поэтому важным требованием является не только высокое качество самого объекта, но и привлекательная локация, а также сервис, сравнимый с тем, какой они могут получить в элитных отелях.
Таким образом, с покупкой заграничной недвижимости связаны в целом более консервативные инвестиционные ожидания, чем с отечественной. Прежде всего, это возможность снизить страновой риск, выведя часть средств из России в надежный актив в независимой экономической зоне, а также возможность экономить на элитном отдыхе. А получение дополнительного потока доходов от аренды в иностранной валюте, инвесторской визы или вида на жительство – приятные бонусы, чем основная мотивация.
Привлекательность стран Европы для российских инвесторов традиционно была довольно высока. Участники исследования часто упоминают Испанию, Италию, Хорватию, Францию, Германию, Венгрию или Чехию: либо рассматривали их ранее, либо уже имели опыт покупки недвижимости в этих странах.
Однако сейчас, в ситуации постоянных ограничений на перемещения в связи с пандемией, инвестиции в европейскую недвижимость перестают быть такими же привлекательными.
Кроме того, одним из базовых требований к приобретаемой за границей недвижимости является высокий уровень безопасности – и с этой точки зрения, некоторые европейские страны зачастую воспринимаются как менее привлекательные, чем Россия и страны СНГ. Это неприемлемо для большинства инвесторов, которые хотели бы иметь возможность использовать купленную недвижимость для спокойного семейного отдыха.
Страны Юго-Восточной Азии привлекательны для многих благодаря теплому климату, самобытной культуре и традиционной открытости для россиян, но все еще кажутся отечественным инвесторам нестабильными и непонятными – прежде всего, с позиций юридической подоплеки владения объектом недвижимости. Их законодательства не разрешают иностранцам владеть землей и некоторыми типами недвижимости напрямую, а деловые обычаи в целом воспринимаются как дающие много возможностей для манипуляций, вследствие чего инвесторы опасаются потерять вложенные деньги.
Помимо этих стран, США также вряд ли можно назвать актуальным в настоящее время направлением для инвестирования, принимая во внимание напряженность отношений с РФ и отсутствие видимых перспектив для потепления политического климата.
Достаточно привлекательным направлением выглядит ближневосточный регион, а конкретно, в фокусе внимания чаще всего оказываются ОАЭ.
Таким образом, учитывая текущую ситуацию с пандемией, пришло понимание и принятие того, что новая реальность уже успела интегрироваться в нашу жизнь и переформатировала привычки и предпочтения, а также изменила отношение к некоторым незыблемым константам – таким, как вложения в недвижимость.
Для получения дополнительной информации обращайтесь в агентство Дайнемик Коммуникейшнс / Dynamic Communications / http://dynamicmoscow.com