Специалисты АО «НИИАС» испытали авиадроны на железной дороге
Специалисты ведущего научно-исследовательского института РЖД АО «НИИАС» оценили возможности беспилотных воздушных судов для решения задач мониторинга обстановки при ликвидации транспортных происшествий на железной дороге. Испытания отечественных и зарубежных авиадронов прошли в Томске и Туапсе.
Эксперты провели испытания беспилотников самолетного и мультикоптерного типа российского и зарубежного производства, в их числе компании Zala Aero Group, Геоскан, SZ DGI Technology Co, Ltd. Проверялась способность дронов долететь до места аварии в радиусе 100-150 километров и передать в режиме on-line «картинку» для штаба по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Москве. Дополнительно тестировали возможность работы аппаратов непосредственно на месте происшествия в составе восстановительного поезда.
В Томске Сибирское отделение Фонда перспективных исследований в рамках проекта «Тайга» создает на территории области полигон испытания беспилотников для различных потребителей начиная от нефтяников, сетевиков и одним из первых испытателей стали специалисты АО «НИИАС». На первом этапе испытаний проверялись технические характеристики. Важно было убедиться, что беспилотники действительно работают при отрицательных температурах, летают на заявленные производителями расстояния.
Для второго этапа инженеры выбрали Туапсе. Это другая климатическая зона и горная местность, которая экранирует радиосигнал передачи данных и управления беспилотниками. Также важно было убедиться, что они способны работать автономно, без участия внешнего оператора. В Туапсе беспилотные авиационные системы испытывались в составе восстановительного поезда ОАО «РЖД». Проверялась возможность передачи потокового видео с беспилотников в Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» через спутниковые терминалы и каналы сотовой связи. Пока оператор пилотировал дроном, эксперты управляли его камерой из Ситуационного центра в Москве, фиксируя обстановку, осматривая местность под разными углами. Выяснялась степень помехоустойчивости аппаратов при работе в зоне контактной сети с одной стороны и отсутствия воздействия беспилотников на поездную радиосвязь с другой.
В перспективе можно будет создавать трехмерные модели места аварии, позволяющие понять ее причины, разработать оперативный план аварийных работ, сделать анализ причин транспортного происшествия, а также создавать виртуальные тренажеры для работников восстановительных поездов для отработки действий по ликвидации последствий происшествий на реальных примерах.
– Беспилотники самолетного типа и мультикоптеры решают одну задачу разными способами. Одни способны преодолеть расстояние в 200 км и быстрее получить информацию, но при этом летят на высоте около 2 км и требуют специальных связевых решений, другие прекрасно работают непосредственно в аварийной зоне. Целесообразность использования аппаратов различных типов для разных задач еще предстоит определить. – рассказал начальник отдела спутникового мониторинга АО «НИИАС» Алексей Карелов.
– Наши специалисты изучают эту тематику и считают ее перспективной, – говорит генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Розенберг, – Беспилотники могут быть использованы на железной дороге и в более широком диапазоне. Это контроль целостности пути, особенно на участках с малоинтенсивным движением, контроль состояния системы электроснабжения, предотвращение незаконного вмешательства, слежение за строительством и реконструкции объектов железнодорожного транспорта, мониторинг сетей тепло и водоснабжения. Перспективна и идея применения беспилотников для организации технологической радиосвязи на местах аварии.
Сейчас специалисты института анализируют коммерческие предложения, оценивая дроны, не только по техническим, но и по эксплуатационно-финансовым параметрам. Также им предстоит прописать технологии и регламенты использования авиационных аппаратов на железной дороге, дать рекомендации по целесообразности их использования. Окончательное решение о возможности эксплуатации дронов будет приниматься в РЖД. В случае одобрения предстоит опытная эксплуатация авиакомплексов в различных климатических зонах – на Северо-Кавказской, Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах.